«Самаритянский Шестоднев» как арабо- мусульманский антропологический манифест. Чтение первых глав толкования Садаки ал- Хакима на книгу Бытия
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-3-179-194
Аннотация
Предлагаемая вниманию читателя статья исследует первые главы монументального толкования Садаки б. Мунаджжа ал- Хакима на книгу Бытия (XIII вв.). Основываясь на проведенном анализе сочинения средневекового арабоязычного богослова, философа и врача, автор делает вывод о генетической зависимости ранней самаритянской мысли от важнейших достижений мысли мусульманской — в частности, от мутазилитских и перипатетических натурфилософских и метафизических теорий, не терявших своей актуальности вплоть до заката классической эпохи арабской культуры. Впервые в истории мирового востоковедения показывается, что основные положения антропологических теорий ал- Хакима воспроизводят концепции мутазилита Му‘аммара б. ‘Аббада ас- Сулами, файласуфа ал- Кинди и «Главного шейха», Ибн Сины. Отдельно прослеживается связь «Шестоднева» Садаки с работами других самаритянских богословов: автор отмечает, что отдельные антропологические справки теолога легли в основу неопубликованного комментария Муслима б. Мурджана и Ибрахима ал-‘Аййи (XVIII в.) к «гризимскому» Пятикнижию. В заключение работы обсуждается общий эклектический характер ранней и поздней экзегетической традиции самаритян, принявшей мусульманские учения о Боге и человеке в качестве важнейшей своей части.
Об авторе
Ф. О. НофалРоссия
НОФАЛ Фарис Османович — магистр философии, науч. сотр.
109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Список литературы
1. Ал-‘Аййа, Ибрахим б. Йа‘куб. Перуш ха- Тора ха- Шомронит. Британская библиотека, Add MS 7925/1. 206 л.; 7925/2. 204 л.
2. Ал- Аш‘ари, ʼАбу ал- Хасан. Макалат ал-исламиййин ва ихтилаф ал-мусаллин. Висбаден: Franz Steiner, 1980. 728 с.
3. Ал- Багдади, ‘Абдулкахир. Ал- Фарк байн ал-фирак. Каир: Мактабат Ибн Сина, 1988. 320 c.
4. Ал- Газзи, ал- Газзал. Кашф ал-гайахиб ‘ала асрар ал- Вахиб. Британская библиотека, Add MS 19657. 313 л.
5. Ал- Джишшами, ал- Хаким. Шарх ‘Уйун ал-маса’ил. Библиотека Университета им. короля Са‘уда. Ф. 216ШМ, № 7783(1647).— 271 л.
6. Ибн ʼАбу ʼУсайби‘а. ‘Уйун ал-анбаʼ фи табакат ал-атиббаʼ. Бейрут: Дар мактабат ал-хайат, 1995. 792 с.
7. Ибн Сина. Китаб ан-нафс. Париж: Editions du Patrimone, 1988. 280 с.
8. Ибн Туфайл. Хайй б. Йакзан. Доха: Вазарат ас-сакафа, 2014. 102 с.
9. Ал- Кинди, ʼАбу Йусуф. Расаʼил фалсафиййа. Т. 1. Каир: Дар ал-фикр ал-‘арабийй, 1950. 384 с.
10. Ан- Насафи, ’Абу ал- Му‘ин. Бахр ал-калам фи ‘илм ал-калам. Дамаск: Дар ал- Фарфур, 2000. 355 с.
11. Ал-‘Умари, Шихаб ад- Дин. Масалик ал-абсар. Т. 5. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-‘илмиййа, 2010. 381 с.
12. Ал- Фараби, ʼАбу Наср. Китаб ара’ ’ахл ал-мадина ал-фадила. Бейрут: Мактабат ал-хилал, 1995. 168 с.
13. Шарх Садака ал- Хаким ‘ала сифр ат- Таквин// The Samaritan Update. Jul.-Aug. 2014. 122 р. http://shomron0.tripod.com/articles/Sadaqap1.pdf (дата обращения: 26.03.2020).
14. Macdonald, J. The Theology of the Samaritans. London: Westminster Press, 1964. 480 р.
15. As- Samiri, Sadaqah b. Munajja. Kitab ‘Aqidat ad- Din. Ms. Leiden Academy, 218, 4. Fol. 223–264.
16. As- Samiri, Sadaqah b. Munajja. Sharh al- Barakatayn. Ms Nablus, Library of Samaritan High Priest, 180. 30 fols.
17. Weigelt, F. Der Genesiskommentar des Samaritaners Ṣadaqa b. Munaǧǧā (gest. nach 1223): Einleitung, Übersetzung, Anmerkungen zu Gen 1–3. Bergen: University of Bergen, 2015. 425 s.
Рецензия
Для цитирования:
Нофал Ф.О. «Самаритянский Шестоднев» как арабо- мусульманский антропологический манифест. Чтение первых глав толкования Садаки ал- Хакима на книгу Бытия. Ислам в современном мире. 2021;17(3):179-194. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-3-179-194
For citation:
Nofal F.O. ‘The Samaritan Hexameron’ as an Arab-Muslim Anthropological Manifesto: Reading of the first Chapters of Ṣadaqah al-Ḥakīm’s Commentary on Genesis. Islam in the modern world. 2021;17(3):179-194. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-3-179-194