Аннотация
Данная статья посвящена практикам религиозного образования и социализации верующих в нижегородской умме, используемым при подготовке и проведении конкурсов на лучшее чтение Корана, проходящих ежегодно с 2005 г. и по настоящее время в Нижегородской области. Цель исследования — раскрыть содержание этих практик, которые помогают верующим через совместный труд социализироваться, укрепить идентичность прежде всего внутри нижегородской мусульманской уммы. Источниковую базу исследования составляют информационные материалы официального интернет-сайта Духовного управления мусульман Нижегородской области, а также интервью, взятые одним из авторов статьи у представителя команды организаторов конкурса и педагога мактаба. До этой работы конкурсы чтецов Корана в современной России не были предметом научных изысканий. В ходе настоящего исследования были выявлены следующие практики: практика наставничества и систематического обучения, исламского просвещения; практика обучения и религиозного воспитания через современные средства коммуникации; практика общего труда и состязательности в добрых делах; практика благодарения, восхваления Всевышнего; практика социализации, укрепления единства внутри уммы; практика поощрения получения нового знания; профориентационная практика. Практики, связанные с подготовкой и проведением конкурса чтецов Корана, наполняются новым содержанием, учитывают региональные нижегородские особенности и уровень развития образовательных, коммуникативных технологий. Показана возможность успешного применения информационных технологий и коммуникаций в образовательном и воспитательном процессе мусульманской молодежи. Развитие исследований регионального опыта конкурсов чтецов Корана позволит составить научно обоснованную картину продвижения успешных практик консолидации исламской уммы в современной России.