Таха Хусейн и развитие образования в Египте


https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-4-81-98

Полный текст:


Аннотация

Таха Хусейн — один из величайших мыслителей Египта, интеллектуал, ученый-энциклопедист. Формирование его личности совпало с драматическим периодом в истории страны, связанным с английской оккупацией, когда Египет на долгие годы превратился в британскую колонию, став фактически аграрно-сырьевым придатком Британской империи. Политика колониальных властей в сфере образования была направлена на ограничение количества просвещенных египтян и снижение качества образования, которое было доступно лишь в той мере, в какой это отвечало интересам короны. В статье рассматривается роль Т. Хусейна в развитии и реформировании образования в Египте во второй трети XX в. Будучи патриотом своей страны, выступая за национальную независимость Египта, он считал, что только образованная нация может полностью освободиться от колониального господства. Анализируя педагогические концепции Т. Хусейна, автор отмечает их направленность на демократизацию образования и преодоление косности общественного сознания, которое сдерживало творческое развитие личности. Находясь на должности министра образования Египта, Т. Хусейн сумел воплотить в жизнь ряд своих идей относительно развития и реформирования образования, важнейшей из которых стало введение бесплатного начального образования для всех слоев населения, независимо от социальной принадлежности и материального достатка.

Об авторе

О. В. Москалец
Институт востоковедения РАН
Россия

МОСКАЛЕЦ Оксана Владимировна – мл. науч. сотр. Центра арабских и исламских исследований

107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12



Список литературы

1. Гиниятуллина Д. Р. Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2009. 212 с.

2. Левин З. И. Рыцарь свободной мысли. М.: ИВ РАН, 1998. 86 с. Москалец О. В. Ал-Азхар и политические процессы в Египте в Новейшей истории // Восток (Oriens). 2018. № 1. С. 72–83.

3. Москалец О. В. Образование в Египте в период британского управления (1882–1922) // Сб. статей: Арабский мир в потоке событий и времени. М.: ИВ РАН. 2014. С. 178–192.

4. Сейранян Б. Г. Таха Хусейн (1889–1973) и современный Египет // Сб. статей: Таха Хусейн — великий египетский мыслитель и гуманист. М.: ИВРАН. 2014. С. 36–44.

5. Собиров Э. К. Литературно-эстетические концепции Таха Хусейна (1889–1973) // ФӘН–Наука. 2012. № 2. С. 45–49.

6. Черновская В. В. Формирование египетской интеллигенции в ХIХ первой пол. ХХ в. М.: Наука. 1979. 162 с.

7. Galal Abdel Fattah.Taha Hussein (1889–1973) // UNESCO: International Bureau of Education. Paris. 1993. Vol. 23. No. 3–4. Pp. 687–710.

8. Innes Mary. In Egyptian Service: the Role of British Officials in Egypt, 1911–1936. University of Oxford, 1986. 352 p.

9. Tignor Robert. Modernization and British colonial rule in Egypt, 18821914. Princeton, 1966. Xi, 417 p.

10. Valentine Chirol. The Egyptian problem.London: Macmillan Co., 1921. Xii, 311 p.

11. Таха Хусейн. Ал-Айам. Ал-Кахира, 2014. 359 р.

12. Таха Хусейн. Мустакбал ас-сакафа фи Миср. Ал-Кахира, 1938. 318 р.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Москалец О.В. Таха Хусейн и развитие образования в Египте. Ислам в современном мире. 2020;16(4):81-98. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-4-81-98

For citation: Moskalets O.V. Taha Hussein and the Development of Education in Egypt. Islam in the modern world. 2020;16(4):81-98. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-4-81-98

Просмотров: 106

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)