ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ ИРАНА И ЙЕМЕНСКИЙ КРИЗИС
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-2-135-150
Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей достаточно специфического проекта политического ислама, продвигаемого Исламской Республикой Иран. В основе иранского исламизма лежат идеи аятоллы Хомейни об идеальном «исламском государстве», в котором ислам находится в тесном соприкосновении с политикой, с управлением страной. После смерти аятоллы Хомейни новая элита страны продемонстрировала более прагматичное отношение к вопросу о миссии по распространению шиитской версии ислама. В частности, ставка была сделана на сближение с теми странами и группами, которые проявляют к Тегерану дружеские чувства. Во многом это касается стран Арабского региона, в которых присутствует либо преобладает шиитская община. Одним из таких государств является Йемен. В статье подробно рассматривается вопрос об участии Ирана в йеменском кризисе, в котором Тегеран с помощью зейдитской группировки хуситов пытается укрепить собственные позиции, предотвратив тем самым усиление саудовских позиций в регионе.
Об авторе
Т. Р. ХайруллинРоссия
мл. науч. сотр. Центра цивилизационных и региональных
исследований
123001, Россия, г. Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
науч. сотр. Центра политологических исследований
125993, Россия, г. Москва, Ленинградский просп, д. 49
Список литературы
1. Хайруллин Т. Р. Иран: укрепление позиций в Ливане и временное сближение с ХАМАС // Азия и Африка сегодня. 2019. № 2. С. 23–29.
2. Воронин С. А. Шиитская доктрина верховной власти // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: «История и политические науки». 2012. № 2. С. 42–48.
3. Санаи М. Мусульманское право и политика: история и современность. М.: «Садра», 2016. 163 с.
4. Корнеева Т. Г. Концепция «исламского государства» имама Хомейни // Ислам в современном мире. 2017. № 2. С. 153–162.
5. Кулюшин Н. Д. Политическое и религиозное лидерство аятоллы Хомейни: опыт интерпретации политического лидерства в современном Иране // Pax Islamica. 2008. № 1. С. 82–98.
6. Хомейни Р. М. Путь к свободе: речи и завещание. М.: ПАЛЕЯ, 1999. 419 с.
7. Имаков Т. З., Семедов С. А. Хомейнизм — идеология политического ислама // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2010. № 4. С. 162–170.
8. Васильев А. М. Возвращаться. Но как? // Азия и Африка сегодня. 2016. № 11. С. 2–10.
9. Хайруллин Т. Р. Катарско-турецкий альянс и Саудовская Аравия: борьба ультраконсервативных проектов в Сирии // Ислам в современном мире. 2018. № 4. С. 235–246.
10. Васильев А. М. Иран как «шиитская сверхдержава»: реальные и мнимые вызовы // Азия и Африка сегодня. 2012. № 8. С. 3–7.
11. Васильев А. М. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. Пределы прагматизма // Азия и Африка сегодня. 2017. № 11. С. 4–12.
12. Коротаев А. В. Социальная история Йемена. X в. до н. э. — XX в. н. э.: вождества и племена страны Хашид и Бакил. М.: URSS, 2006. 192 с.
13. Issaev L. M. Yemen: Unfi nished Revolution. Istanbul: Al-Sharq Forum Paper Series, October 2018. 32 p.
14. Robinson F. Atlas of the Islamic World Since 1500. N.Y.: Facts on File, 1984. 302 p.
15. Гринин Л. Е., Исаев Л. М., Коротаев А. В. Революции и нестабильность на Ближнем Востоке. М.: Учитель, 2016. 384 с.
16. Juneau T. Iran’s policy towards the Houthis in Yemen: a limited return on a modest investment // International Aff airs. 2016. Vol. 92. No. 3. Pp. 647–663.
Рецензия
Для цитирования:
Хайруллин Т.Р. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ ИРАНА И ЙЕМЕНСКИЙ КРИЗИС. Ислам в современном мире. 2019;15(2):135-150. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-2-135-150
For citation:
KHAIRULLIN T.R. IRANIAN POLITICAL ISLAM AND THE YEMENI CRISIS. Islam in the modern world. 2019;15(2):135-150. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-2-135-150