КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В РАННИХ ТРУДАХ АБУ ХАСАНА АЛ-МАВАРДИ
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-2-89-104
Аннотация
Связь политики с религией можно назвать характерной чертой ислама. Согласно его канонам решение всех вопросов — социальных, экономических и политических — должно в обязательном порядке опираться на правила божественного закона (шариат) или хотя бы не противоречить сущности исламских принципов. Несмотря на это, политическая доктрина ислама — халифат, являясь основной средневековой мусульманской политической мысли, вызывала множество разногласий из-за отсутствия установлений о характере власти в Коране и Сунне. Многие ученые исламского мира, понимая истоки проблемы, пытались предложить свои концепции исламской политологии. Однако даже наличие политических идей в этих сочинениях о халифате не помогло создать целостную теорию государственно-правовых отношений в исламе. Посвященные в основном искусству власти и описывающие нормы поведения правящей элиты, эти сочинения составлялись в основном для решения насущных государственных задач. Исламский опыт мыслителей, написавших эти произведения, оправдывает присутствие в них исламского элемента. Искусство управления открылось для них с момента появления в их жизни исламской практики. Но существовали теории исламской политической мысли, которые основывались на Коране и Сунне. Ал-Маварди, известный мусульманский ученый XI века, автор трудов по теории государства и права, был из тех, кто стремился к формированию целостного представления о системе власти в халифате. Его трактаты по исламской политической теории и высказанные в них идеи оказались актуальными не только для современников ученого, но и для последующих поколений исламских мыслителей, которые считали ал-Маварди авторитетом в этой области знания. Важно отметить, что ал-Маварди был первым ученым, кто разработал теорию имамата/халифата с учетом тех политических реалий, в которых он существовал.
Ключевые слова
УДК: 23.00.02
Об авторе
Ф. К. ТожидиновРоссия
имам ДУМ РФ, преподаватель
109382, Россия, г. Москва, пр. Кирова, д. 12
Список литературы
1. Ал-Маварди. Китаб ал-визара. Каир, 1978. 260 с.
2. Ал-Маварди. Насихат ал-мулук. Кувейт, 1983. 321 с.
3. Ал-Маварди. Адаб ад-дунйа ва-д-дин. Бейрут, 1408/1988. 365 с.
4. Ал-Маварди.Тасхил ан-назар ва таджил аз-зафар. Бейрут, 1987. 295 с.
5. Ал-Маварди. Ал-Ахкам ас-Султанийа ва-л-Вилайат ад-Динийа. Каир, 1976. 376 с.
6. Ибн Джаузи, Абу-л-Фарадж. Ал-Мунтазам фи тарих ал-мулук ва ал-умам. Бейрут, 1992. 360 с.
7. Al-Baghdadi A. M. The political thought of Abu Al-Hasan Al-Mawardi. Edingburgh, 1981. 252 p.
8. Donaldson D. M. Studies in Muslim Ethics, London: S.P.C.K., 1953, XI + 304 p.
9. Laoust H. La pensée et l'action politiques d'al-Māwardī (364–450/974–1058). Revue des études islamiques, Paris: Paul Geuther. Vol. 1. Pp.11–92.
10. Rosenthal E. I.J. Political thought in Medieval Islam: An Introductory Outline. Cambridge: Cambridge University Press, 1958. xi, 323 p.
11. Wanlass L. C. Gettell’s History of Political Thought. N. Y., 1959. 418 р.
Рецензия
Для цитирования:
Тожидинов Ф.К. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В РАННИХ ТРУДАХ АБУ ХАСАНА АЛ-МАВАРДИ. Ислам в современном мире. 2019;15(2):89-104. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-2-89-104
For citation:
TOJIDINOV F.Q. THE CONCEPT OF GOVERNMENT IN THE EARLY WORKS OF ABU HASAN AL-MAWARDI. Islam in the modern world. 2019;15(2):89-104. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-2-89-104