Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск

«ТОЛКОВАНИЕ РУБА‘ЙАТА»: ЗНАКОМСТВО С ФИЛОСОФИЕЙ ‘АБД АР-РАХМАНА ДЖАМИ (1414–1492)

https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-3-115-130

Аннотация

‘Абд ар-Рахман Джами известен прежде всего как поэт. Тем не менее он состоялся и как философ. Джами считают последователем родоначальника философского суфизма Ибн ‘Араби. Философские взгляды Джами нашли наиболее полное выражение в его толковании «Гемм мудрости» Ибн ‘Араби, а также в небольшом трактате «Толкование руба‘йат». В данной статье мы знакомим читателя с этим памятником, приводим перевод значительных отрывков из него, а также даем им пояснения, исходя из содержания интеллектуальной жизни той эпохи, к которой принадлежал Джами.

Об авторе

А. А.  Лукашев
Институт философии Российской академии наук.
Россия

канд. филос. наук, науч. сотр. Сектора философии исламского мира. 

109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.



Список литературы

1. Encyclopedia of Islamic civilization and religion/edited by Ian Richard Netton. London; New York: Routledge, 2008, xxiv+846 p.

2. Абу Хамид ал-Газали ат-Туси. Возрождение религиозных наук. Т. 3. Махачкала: Нуруль иршад, 2011. 288 с.

3. Ардашникова А. Н., Рейснер М. Л. История литературы Ирана в Сред-ние века (IX–XVII вв.). М.: Ключ-С, 2010. 504 с.

4. Бертельс Е. Э. Избранные труды. Т. 4. Навои и Джами. М.: Наука, 1965. 498 с.

5. Бертельс Е. Э. Избранные труды. Т. 3. Суфизм и суфийская литера-тура. М.: Наука, 1965. 524 с.

6. Джами, Абдаррахман бин Ахмад. Накд ан-нусус фи шарх-и Накш ал-фусус (Ибн ‘Араби)/ба мукаддима ва тасхих ва та‘ликат Уильям Чит-тик ва пишгуфтар Джалаладдин Аштийани. Тихран, 1370. 560 с.

7. Дуктур Саййид Садик Гавхарин. Шарх-и истилахат-и тасаввуф. Дж. 4. Тихран, 1368. 325 с.

8. Ибн ‘Араби. Избранное. Т. 1 / пер. с араб., ввод. ст. и коммент. И. Р. На-сырова. М.: Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2013. 216 с.

9. Лукашев А. А. «Очевидная истина» Махмуда Шабистари. Знаком-ство с одним из малых прозаических трактатов // Ишрак. 2017. № 8. С. 225–237.

10. Лукашев А. А. К вопросу об универсальности категориальных от-ношений (на материале произведений Санаи и Шабистари) // «Рассы-панное» и «собранное»: когнитивные приемы арабо-мусульманской культуры / отв. ред. А. В. Смирнов. М.: ООО «Садра»; Изд. Дом ЯСК, 2017. С. 342–383.

11. Сана’и. Маснавихай-и Сана’и: ‘Акл-нама, ‘Ишк-нама, Сана’и-абад, Тахримат ал-‘акл, Тарик ал-тахкик, Карнама-и Балх / тасхих, шарх-и ва-жиган ва та‘ликат: ‘Абд ал-Рида Сайф, Гуламхусайн Муракаби. Тихран, 1379. 256 с.

12. Сеййид Мухаммед Хаменеи. Время и временное / пер. с перс. Я. Эшот-са // Ишрак. 2010. № 1. С. 105–112.

13. Смирнов А. В. Бог-и-мир и Истина истин: логико-смысловой анализ оснований концепции Ибн ‘Араби // Ишрак. 2012. № 3. С. 41–61.

14. Смирнов А. В. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М.: Языки славянской культуры, 2001. 504 с.

15. Смирнов А. В. Светоносный мир: логико-смысловой анализ основа-ний философии ас-Сухраварди // Ишрак. 2011. № 2. С. 14–28.

16. Смирнов А. В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. 712 с.

17. Хаким Сана’и Газнави. Тарик ал-тахкик/ба кушиш: дуктур ‘Али Му-хаммад Му’зани. [б. м.], 1380. 90 с.

18. Шарх-и руба‘йат-и Джами/ба тасхих ва мукаддима ва та‘ли-кат-и Маил Харави. Тихран, 1343 (1965). 98 с.


Рецензия

Для цитирования:


 Лукашев А.А. «ТОЛКОВАНИЕ РУБА‘ЙАТА»: ЗНАКОМСТВО С ФИЛОСОФИЕЙ ‘АБД АР-РАХМАНА ДЖАМИ (1414–1492). Ислам в современном мире. 2018;14(3):115-130. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-3-115-130

For citation:


Lukashev A.A. NTERPRETATION OF RUBA‘IAT: ACQUAINTANCE WITH THE PHILOSOPHY OF ‘ABD AL-RAHMAN AL-JAMI. Islam in the modern world. 2018;14(3):115-130. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-3-115-130

Просмотров: 899


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)