Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск

ПЕРСОЯЗЫЧНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ НАСИРА ХУСРАВА*

https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-1-113-124

Аннотация

Персидские философы внесли большой вклад в развитие арабо-мусульманской философии. Они создавали свои сочинения как на арабском, языке науки того времени, так и на персидском. Насир Хусрав (1004 —  после 1074 г.) —  выдающийся исмаилитский философ и поэт, который оказал значительное влияние на становление персоязычной философской терминологии. Цель работы —  определить специфику и особенности персоязычной философской лексики в трактате Насира Хусрава Гушāйиш ва рахāйиш («Раскрытие и освобождение»), а также разрешить сложности, которые возникают при переводе этого трактата на русский язык.

Об авторе

Т. Г. Корнеева
Институт философии РАН
Россия

Корнеева Татьяна  Георгиевна - кандидат философских наук, научный сотрудник  сектора философии исламского мира.

115172, Москва, ул. Гончарная, д.12, стр.1


Список литературы

1. Afnan S. M. Philosophical terminology in Arabic and Persian // Soheil M. Afnan. Leiden: E. J. Brill, 1964. 124 р.

2. Lazard G. The Rise of the New Persian Language // The Cambridge History of Iran. Vol. 4. The Period from the Arab Invasion to the Saljuqs. Cambridge University Press. 1975. P. 595–632.

3. Nasr S. The Persian Works of Shaykh Al-IshrāqShihāb al-DīnSuhrawardī / Sayyed Hossein Nasr // The Islamic Intellectual Tradition in Persia. Richmond, Surrey: CurzonPress, 1996. 375 p.

4. Shehadi F. Metaphysics in Islamic Philosophy. Delmar–N.Y.: Caravan Books. 1982. 154 p.

5. Smirnov A. “To Be” and Arabic Grammar: The Case of kāna and wujida // Ишрак: ежегодник исламской философии. 2016. № 7. 2016. С. 174–201.

6. Байзаев А. М. Язык «Донишнома» Абуали Ибн Сино (терминология и словообразование): автореферат дис. ... канд. филол. наук. Душанбе: 1992. 24 с.

7. Бертельс А. Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М.: Издательство восточной литературы, 1959. 289 с.

8. Бертельс Е. Э. Авиценна и персидская литература // Избранные труды: История литературы и культуры Ирана. Т. 5. М.: Наука, 1988. С. 241–260.

9. Бертельс Е. Э. Насир-и Хусрау и его взгляд на поэзию // Избранные труды: История литературы и культуры Ирана. Т. 5. М.: Наука, 1988. С. 314–332.

10. Додыхудоева Л. Р., Рейснер М. Л. Поэтический язык как средство проповеди: концепция «Благого Слова» в творчестве Насира Хусрава / Л. Р. Додыхудоева, М. Л. Рейснер. М.: Наталис, 2007. 384 с.

11. Корнеева Т. Г. Проблема перевода персоязычных текстов арабомусульманской философии // Философия и культура. 2015. № 8(92). С. 1175–1181.

12. Корнеева Т. Г. Проблемы методологии востоковедения и интерпретация смысла иноязычного текста //История востоковедения: традиции и современность: Материалы школы-конференции аспирантов и молодых ученых. М.: ИВ РАН, 2014. С. 205–216.

13. Лившиц В. А., Смирнова Л. П. Язык Даниш-нама и роль Ибн Сины в развитии персидско-таджикской научной терминологии // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР. Ч. III. Доклады и сообщения о творчестве Ибн Сины. М.: «Наука», 1981. С. 115–127.

14. Насир Хусрав. Гушайиш ва рахайиш. Лондон: 1419 г. х./1999 г. 92 pp. (на перс. яз.)

15. Насир-иХусрау. Сафар-намэ. Книга путешествия / пер. и вступ. ст. Е. Э. Бертельса. М. — Л .: Academia, 1933.

16. Псху Р. В. Ситуативная герменевтика как историко-философский метод исследования восточных философских текстов: автореферат дис. ... д-ра филос. наук. М.: 2017. 58 с.

17. Пять философских трактатов на тему «Афак ва анфус»: о соотношениях между человеком и Вселенной / критич. текст, указ. и введ. в изучение памятника А. Е. Бертельса; под ред., с предисл. Б. Г. Гафурова и А. М. Мирзоева. М.: Наука, 1970. 147 с.

18. Смирнов А. В. Архитектоника сознания и архитектоника текста: вместо введения к «Наставлениям ищущему Бога» // Ибн Араби. Избранное. Т. 2 / пер. с араб., ввод. ст. и коммент. А. В. Смирнова. М.: Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2014. С. 339–345.

19. Смирнов А. В. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М.: Языки славянской культуры, 2001. 504 с.

20. Смирнов А. В. Механизмы смыслогенерации как ключ к пониманию инокультурных философских традиций: сравнительный анализ европейской и средневековой арабской мысли: резюме. Секция 30: Сравнительная философия // XIX World Congress of Philosophy. Vol. 2. 1993.

21. Смирнов А. В. Словарь категорий и понятий. Арабская традиция // Универсалии восточных культур. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2001. С. 346–382.

22. Смирнов А. В. Смыслополагание и инаковость культур // Россия и мусульманский мир: Инаковость как проблема / отв. ред. выпуска А. В. Смирнов. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 15–123.

23. Смирнов А. В. Существует ли «всемирная философия», или Проблема преодоления чуждости чужого // Историко-философский ежегодник-1994. М.: Наука, 1995. С. 352–360.


Рецензия

Для цитирования:


Корнеева Т.Г. ПЕРСОЯЗЫЧНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ НАСИРА ХУСРАВА*. Ислам в современном мире. 2018;14(1):113-124. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-1-113-124

For citation:


Korneeva T.G. PERSIAN PHILOSOPHICAL TERMINOLOGY OF NASIR KHUSRAW. Islam in the modern world. 2018;14(1):113-124. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-1-113-124

Просмотров: 1014


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)