Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск

Религиозное пространство Бадахшана: исмаилизм и суфизм

https://doi.org/10.22311/2074-1529-2023-19-4-143-164

Аннотация

В настоящее время культура и культурная идентичность памирских народов в значительной степени определяются преимущественным распространением и преобладанием в этом регионе исмаилизма, наиболее крупного течения в рамках шиитского ислама. Локальные фольклорные нарративы ключевую роль в распространении исмаилитского мазхаба связывают с именем поэта, философа и проповедника (да‘и) Насир-и Хусрава (XI в.). Тем не менее доступные теперь письменные источники не дают достаточных оснований для того, чтобы с уверенностью судить о характере деятельности Насир-и Хусрава и последующей истории исмаилитского да‘ва на Памире. В рамках настоящей статьи рассматривается круг вопросов, связанных с морфологией религиозного пространства Бадахшана, формами и способами взаимодействия исмаилитов с суфийскими тарикатами, влиянием суфийских доктрин на интеллектуальную историю и локальные исмаилитские религиозные практики.

Об авторе

К. С. Васильцов
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого («Кунсткамера») РАН; Санкт- Петербургский государственный университет, Восточный факультет
Россия

ВАСИЛЬЦОВ Константин Сергеевич — канд. ист. наук, науч. сотр., преподаватель

199034, г. Санкт- Петербург, Университетская наб., д. 3

199034, г. Санкт- Петербург, Университетская наб., д. 11



Список литературы

1. Бадахши Нур ад-дин Джа‘фар. Хуласат ал-манакиб. Исламабад: Марказ-и тахкикат-и фарси-йи Иран ва Пакистан, 1995. С. 414.

2. Бертельс А., Бакоев М. Алфавитный каталог рукописей, обнаруженных в Горно-Бадахшанской автономной области экспедицией 1959–1963 гг. М.: Наука, 1967. 120 с.

3. Бертельс А. Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М.: Изд-во восточной литературы. 1959. 288 с.

4. Васильцов К. С. Из истории Фатимидского призыва в Бадахшане // Таджики. История, культура, общество / под ред. М. Е. Резван. СПб., 2014. С. 190–210.

5. Каландаров Т. С. Исмаилиты Памира. М., СПб.: Нестор-История, 2022. 216 с.

6. Лефевр А. Производство пространства / пер. с фр. И. Стаф. М.: Strelka Press, 2015. 423 c.

7. Русские учёные об исмаилизме / под ред. С. М. Прозорова, Х. Элна-зарова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2014. 310 с.

8. Семенов А. А. Из области религиозных верований шугнанских исмаилитов // Мир ислама. 1912. Т. 1. № 4. С. 523–561.

9. Семенов А. А. Описание исмаилитских рукописей, собранных А. А. Семеновым // ЗВОРАО. Пг.: [б. и.], 1919. 32 c.

10. Семенов А. А. К догматике памирского исмаилизма (XI глава «Лицо Веры» Насыр-и Хосрова). Ташкент, 1926. 48 с.

11. Семенов А. А. Взгляд на Коран в восточном исмаилизме // Иран: сб. статей. Т. 1. Л., 1927. С. 59–72.

12. Семенов А. А. Исмаилитская ода, посвященная воплощениям Алия-бога // Иран: сб. статей. Т. 2. Л., 1928. С. 1–24.

13. Семенов А. А. Исмаилитский панегирик обожествленному Алию Федаи Хоросанскому // Иран: сб. статей. Т. 3. Л., 1929. С. 51–70.

14. Трубина Е. Г. Поворот к пространству: междисциплинарное движение и сложности его популяризации // Политическая концептология. 2011. № 4. С. 34–49.

15. Шохуморов А. Разделение Бадахшана и судьбы исмаилизма. М. — Душанбе, 2008. — 126 с.

16. Фуко М. Другие пространства. Гетеротопии / пер. с фр. А. Муратова; ред. С. Ситар // Проект International. 2007. № 19. С. 170–179.

17. Baiza Y. The Shiʿa Ismaili Da‘wat in Khurasan: From Its Early Beginning to the Ghaznawid Era // Journal of Shi‘a Islamic Studies. 2015. Vol. 8 . No. 1. Pp. 37–59.

18. Beben D. Islamisation on the Iranian Periphery: Nasir-i Khusraw and Ismailism in Badakhshan // Islamisation: Comparative Perspectives from History. Ed. Andrew Peacock. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2017. Pp. 317–335.

19. Beben D. The Legendary Biographies of Nāṣir-i Khusraw: Memory and Textualization in Early Modern Persian Ismāʿīlism. PhD diss. Indiana University, 2015.

20. Beben D. The Kalām-i pīr and Its Place in the Central Asian Ismaʿili Tradition // Journal of Islamic Studies. 2020. Vol. 31. No. 1. Pp. 70–102.

21. Beben D. Religious Identity in the Pamirs: The Institutionalization of the Ismāʿīlī Daʿwa in Shughnān // Identity, History and Trans-Nationality in Central Asia: The Mountain Communities of Pamir, ed. Dagikhudo Dagiev and Carole Faucher. London: Routledge, 2018. Рр. 123–142.

22. Beben D. Ahmad Yasawi and the Isma‘ilis of Badakhshan // JESHO. 2020. No. 63. Pp. 643–681.

23. Crone P., Treadwell L. A New Text on Ismailism at the Samanid Court // Texts, Documents, and Artefacts: Islamic Studies in Honor of D. S. Richards, ed. Chase Robinson. Leiden: Brill, 2003. Pp. 37–67.

24. Daftary F. Ismailis: Their History and Doctrines. 2nd ed. Cambridge, 2007. 772 p.

25. Daftary F. Historical Dictionary of the Ismailis. Lanham, Toronto, Plymouth: Scarecrow Press, 2012. 275 p.

26. DeWeese D. The Eclips the Kubraviyah in Central Asia. Iranian Studies. 1988. Vol. 21. No. 1/2. Pp. 45–83.

27. DeWeese D. Studies on Sufism in Central Asia (Variorum Collected Studies). London: Routledge, 2012. 354 p.

28. D. DeWeese and J.-A. Gross, eds. Sufism in Central Asia: New Perspectives on Sufi Traditions, 15th-21st Centuries. Leiden: Brill, 2018. 340 p.

29. Elnazarov H. The Luminous Lamp: The Practice of Charāgh-i rawshan among the Ismailis of Central Asia // The Study of Shi‘i Islam. History, Theology and Law. Eds. Farhad Daftary and Gurdofarid Miskinzoda. London, New York: I. B. Tauris, 2014. Pp. 529–541.

30. Foucault M. Of Other Spaces // Diacritics. Vol. 16. No. 1 (Spring 1986). Pp. 22–27 (22).

31. Gross J.-A. Foundational Legends, Shrines, and Isma’ili Identity in Tajik Badakhshan // Muslims and Others in Sacred Space. Ed. by Margaret Jean Cormack. Oxford: Oxford University Press, 2013. Pp. 164–192.

32. Gross J.-A. The Motif of the Cave and the Funerary Narratives of Nāṣir-i Khusraw // Orality and Textuality in the Iranian World. Ed. by Julia Rubanovich and Shaul Shaked. Leiden: Brill, 2015. Pp. 130–168.

33. Gulamadov, Shaftolu. The Hagiography of Nāṣir-i Khusraw and the Ismāʿīlīs of Badakhshān. PhD diss. University of Toronto, 2018.

34. Ḥazīnī, Sulṭān Aḥmad al-Ḥiṣārī. Jāmiʿ al-murshidīn. MS Berlin, Staatsbibliothek Preussischer Kulturbesitz, No. orient. Oct. 2847.

35. Iloliev A. The Ismaili-Sufi Sage of Pamir: Mubarak-i Wakhani and the Esoteric Tradition of the Pamiri Muslims. Amherst, New York: Cambria Press, 2008. 238 p.

36. Iloliev A. The Concept of Wilaya in Mubarak-I Wakhani’s Chihil Dunya: A Traditional Ismaili-Sufi Perspective on the Origins of Divine Guidance // Intellectual Interactions in the Islamic World: The Ismaili Thread (Shi’i Heritage Series). London: I. B. Tauris, 2020. Pp. 381–406.

37. Iwanov W. Ismaili literature: a bibliographical survey; second amplified edition of «A guide to Ismail literature», London, 1933, Tehran University Press, 1963. 245 р.

38. Ivanow W. Studies in Early Persian Ismailism. 2nd ed. Bombay, 1955. 224 p.

39. Kalami Pir. A treatise on Ismaili doctrine, also (wrongly) called Haft-Babi Shah Sayyid Nasir. Edited in original Persian and translated into English by W. Ivanov. I. R. A. series, no. 4. Bombay, 1935. 146 p.

40. Madelung W. Das Imamat in der frühen ismailitischen Lehre // Der Islam. 1961. No. 37. Pp.101–14.

41. Nourmamadchoev N. Ismaili-Sufi and Ismaili-Twelver Relations in Badakhshan in the Post-Alamut Period: The Chiragh-nama // Intellectual Interactions in the Islamic World: The Ismaili Thread (Shi’i Heritage Series). London: I. B. Tauris, 2020. Pp. 355–380.

42. Papas A. Soufi s du Badakhshan // Cahires d’Asie Centrale. 2004. No. 11/12. Pp. 87–102.

43. Ridvan Muhammad Qasim. Manaqib al-akhyar. MS London, India Office, no. 644.

44. Poonawala I. Al-Nasafī // Bosworth, C. E.; van Donzel, E.; Heinrichs, W. P. & Pellat, Ch. (eds.). EI2. Volume VII: Mif–Naz. Leiden: E. J. Brill. P. 968.

45. Stern S. The Early Ismā‘īlī Missionaries in North-West Persia and in Khurāsān and Transoxania // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London. 1960. Vol. 23. No. 1.

46. Stern S. Abu Hatim al-Razi // EI2. Vol. 1. P. 125.

47. Walker Paul E. Early Philosophical Shiism: The Ismaili Neoplatonism of Abū Ya‘qūb al-Sij istānī. Cambridge, 1993. 232 p.

48. Walker Paul E. Abū Ya‘qūb al-Sijistānī: Intellectual Missionary. L., 1996. 148 p.

49. Wilcox A. The Dual Mystical Concept of Fana’ and Baqa’ in Early Sufism // BJMES. 2011. Vol. 38. No. 1.


Рецензия

Для цитирования:


Васильцов К.С. Религиозное пространство Бадахшана: исмаилизм и суфизм. Ислам в современном мире. 2023;19(4):143-164. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2023-19-4-143-164

For citation:


Vasil’tsov K.S. The Religious Space of Badakhshan: Ismailism and Sufism. Islam in the modern world. 2023;19(4):143-164. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2023-19-4-143-164

Просмотров: 255


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)