Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск

Кардиоцентризм в исламской культуре и религии 

https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-3-79-92

Аннотация

Целью данной статьи является обоснование исламской культуры и религии как разновидности кардиоцентризма. Не секрет, что к кардиофилософии, или «философии сердца», по обыкновению относят славянскую, особенно русскую и украинскую философию, представленную П. Д. Юркевичем, Г. С. Сковородой, И. А. Ильиным, Д. И. Чижевским и другими. Мы попытались обосновать, что к кардиокультуре в полной мере относится и ислам, и даже в большей степени, чем православие. Данная проблема является актуальной в теоретическом, практическом, мировоззренческом и методологическом аспектах, поскольку формирование инклюзивной культуры невозможно без сближения различных концептов, конфессий и антропологических матриц. Особое внимание уделено работам среднеазиатского суфийского мыслителя Х. Тирмизи, которого заслуженно считают «исламским Юркевичем», поскольку он заложил основы исламского кардиоцентризма, где сердце рассматривается в качестве ядра всей душевной и духовной жизни человека. Поэтому становление крепкой и осознанной веры на основе тавхида связывается в исламе с формированием прочных «сердечных узлов спасения», вокруг которых и происходит образование целостной духовности личности. Сформулированы также некоторые особенности исламского кардиоцентризма, главная из которых заключается в том, что он не строится на основе иррационализма и антисциентизма, а являет собой единство веры и разума, чувственного и рационального, что отличает его от славянского кардиоцентризма.

Об авторе

Т. Э. Кафаров
Дагестанский государственный медицинский университет
Россия

КАФАРОВ Тельман Эмиралиевич — д-р филос. наук, проф., зав. каф. философии и истории

367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, пл. Ленина, 1



Список литературы

1. Комментарии к Корану по Лахорской рукописи / пер. с фарси предисл. и коммент. // Восток. 1996. № 3. C. 95–105.

2. Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере / пер. с араб. В. В. Наумкина. М.: Наука,1980. 212 c.

3. Амонашвили Ш. А. Без сердца что поймем? М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2004. 64 с.

4. Бильчук Н. Л. Кардиоцентризм как методологический принцип целостного понимания человека и его места в обществе: дис. … канд. филос. наук Харьков, 2001. 187 c.

5. Вышеславцев Б. П. Сердце в христианской и индийской мистике. Paris: Ymca-press, 1929. 77 c.

6. Евдокимов И. В. Антропологические взгляды суфизма в IX–XIII вв. // Исламоведение. 2018. Т. 9. № 3. С. 77–87.

7. Керимов Г. М. Ал-Газали и суфизм. Баку: Элм, 1969. 109 c.

8. Кирло Х. Словарь символов:1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории / пер. с англ. Ф. С. Капицы, Т. Н. Колядич. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. 525 с.

9. Костылев П. Н. Суфийская эволюция коранической кардиоцентрической антропологии: на примере концепта «предсердие» (fu’ad) // Точки = Puncta. 2012. № 1–4. C. 389–398.

10. Костылев П. Н. Кораническая антропология: на примере концепта «грудь» (sadr) // Вестник ПСТГУ. Серия I: «Богословие. Философия». 2015. Вып. 2(58). С. 55–72.

11. Мусакулова А. Б. Кардиоцентризм отечественной философии // Актуальные проблемы философии: Общество, политика, культура // Материалы XXXV научной конференции профессорско- преподавательского состава, аспирантов и студентов Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Симферополь, 2006. С. 97–98.

12. Священный Коран с комментариями на русском языке. Н. Новгород: ИД «Медина» 2007. 1741 с.

13. Усманов И., Зуфарова М. Хаким Тирмизи. [Текст] / отв. ред. шейх А. Мансур; Ташкентский исламский университет, Научно- исследовательский центр исламоведения, Управление Мусульман Узбекистана. Ташкент: MOVAROUNNAHR, 2016. 52 с.

14. Фролов Д. В. Семантика мотива камня в Коране // Фролов Д. В. Арабская филология: Грамматика, стихосложение, корановедение: статьи разных лет. М.: Языки славянской культуры, 2006. С. 299–323.

15. Bowering G. God and his attributes // Encyclopaedia of the Qur’an / Jane Dammen McAuliff e, General Editor. Vol. 1–6. Leiden; Boston; Koln: Brill, 2001. Vol. II. P. 324.

16. Ernst C. W. Sufism and the Aesthetics of Penmanship in Siraj al- ShlrazI’sTuhfat al-M uhibbln (1454) // Journal of the American Oriental Society, Vol. 129. № 3 (July–September 2009). Pp. 431–442.

17. Kermani N. Intellect // Encyclopaedia of the Qur’an / Jane Dammen McAuliff e, General Editor. Volume 1–6. Leiden; Boston; Koln: Brill, 20 01. Vol. II. P. 547.

18. Kukkonen T. The Self as Enemy, the Self as Divine: A Crossroads in the Development of Islamic Anthropology // Ancient Philosophy of the Self. 2008. Pp. 205–24.

19. Аl-Tirmidhi al- Hakim. Bayan al-farqbayna 1-sadr wa-l-qalbwa-l-fu’adwa-l-lubb / Ed. critique par N. Heer. Le Caire: 1958.

20. Аl-Tirmidhi al- Hakim. A Treatise on the Heart / [Transl. by N. Heer] // Merton and Sufi sm: The Untold Story, edited by R. Baker & G. Henry. Louisville: 1999. Pp. 79–88.

21. Hakim Tirmidhi. Sira // The Concept of Sainthood in early Islamic Mysticism: Two Works of al- Hakim al-Tirmidhi / An annotated translation with introduction by Bernd Radtke & John O’Kane. Richmond: Gurzon Press, 1996. 219 р.


Рецензия

Для цитирования:


Кафаров Т.Э. Кардиоцентризм в исламской культуре и религии . Ислам в современном мире. 2022;18(3):79-92. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-3-79-92

For citation:


Kafarov T.E. The Cardiocentrism in Islamic Culture and Religion. Islam in the modern world. 2022;18(3):79-92. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-3-79-92

Просмотров: 434


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)