Феномен обновления в исламской исторической традиции
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-3-43-58
Аннотация
Настоящая статья посвящена феномену обновления (тадждид) в историческом исламе. Обращение к данной теме особенно актуально в контексте осмысления истоков исламского модернизма и неомодернизма, а именно — их укоренения в религиозной традиции. В первом параграфе прослеживаются истоки и содержание идеи обновления в исторической традиции. Особое внимание уделяется связи обновления с духовно- этическим возрождением общества (ислах). Демонстрируются изменчивые и постоянные характеристики в развитии исторического понимания обновления. Во втором параграфе анализируется такой принципиальный для рассматриваемой темы вопрос, как различие нововведения (бид‘а) и обновления. Показывается, что тадждид, несмотря на достаточно консервативную риторику исторических обновителей, имеет творческую природу, но при этом сохраняет отличие от произвольного нововведения. Третий параграф раскрывает упомянутое творческое измерение тадждида: его связь с практикой независимого рассуждения (иджтихад) и преодолением подражательного мышления (таклид). В заключение автор отмечает особенности трактовки тадждида в современную эпоху: отказ от буквального понимания понятия «век» в хадисе об обновлении и допущение возможности коллективного обновителя.
Ключевые слова
Об авторе
Д. В. МухетдиновРоссия
МУХЕТДИНОВ Дамир Ваисович — доктор теологии, ректор; проф. Восточного факультета
109382, г. Москва, пр. Кирова, 12
199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 11
Список литературы
1. Ал-Афгани Дж. Ответ материалистам. М.: ИД «Медина», 2021. 64 с.
2. Ал-Газали А. Х. Воскрешение наук о вере. Избранные главы. М.: Наука, 1980. 376 с.
3. Ал-Газали Абу Хамид ат-Т уси. Ихйа’ ‘улум ад-дин (Возрождение религиозных наук): в 10 т. Т. I–III. Махачкала: ИД «Нуруль Иршад», 2011. 424+460+288 с.
4. Ал-Джабири М. Фикховый разум: легитимация легитиматора // Исламская мысль: традиция и современность. Вып. 2. М.: ИД «Медина», 2017. С. 273–300.
5. Ал-Курсави А. Наставление людей на путь истины (Ал-Иршад ли-л‘ибад). Казань: Татарское книжное издательство, 2005. 304 с.
6. Бородай С. Ю., Мухетдинов Д. В. Исламская мысль: приглашение к тематическому прочтению // Исламская мысль: традиция и современность. Вып. 5. М.: ИД «Медина», 2021. С. 549–644.
7. Ибн Халдун. Введение (Ал-М укаддима) // Историко-ф илософский ежегодник-2007. М.: Наука, 2008. С. 187–217.
8. Камали М. Х. Тадждид, ислах и цивилизационное обновление в исламе. Острог: Международный институт исламской мысли, 2020. 58 с.
9. Марджани Ш. Мукаддима китаб вафият ал-аслаф ва тахият алахлаф. Казань: Типография Г. М. Вячеслава, 1883. 411 с.
10. Фахретдин Р. Религиозные и общественные вопросы. М.: ИД «Медина», 2022. (В печати.)
11. Hallaq W. Authority, Continuity, and Change in Islamic Law. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 284 p.
12. Hernandez R. Framing the Jurist: the Legal Persona of Jalal al-D in al-Suyuti. Ph D. Washington, Georgetown University, 2012. vii + 282 p.
13. Landau-T asseron E. The “Cyclical Reform”: A Study of Mujaddid Tradition // Studia Islamica. 70. 1989. Pp. 79–117.
14. Siebeking B. R. An Innovator, by Any Other Name: The Mujaddid and the Rhetoric of Islamic Renewal // Simkins R. A., Smith Z. B. (eds.) Supplement Series for the Journal of Religion & Society, Vol. 18. 2019. Pp. 45–62.
15. Voll J. Renewal and Reform in Islamic History: Tajdīd and Iṣlāh // Esposito J. (ed.) Voices of Resurgent Islam. New York; Oxford: Oxford University Press, 1983. Pp. 32–47.
16. Аз-Зирикли Х. Ал-ʼа‘лам. Бейрут: Дар ал-‘илм ли-л-малаин, 2002.
17. Ас-Са‘иди ‘А. Ал-муджаддидун фи-л-ислам мин ал-карн ал-аввал ила-р-раби‘ ‘ашар. Каир: Мактабат ал-адаб, 1996.
18. Ал-Хули А. Ал-муджаддидун фи-л-ислам. Каир: Мактабат ал-усра, 2001.
Рецензия
Для цитирования:
Мухетдинов Д.В. Феномен обновления в исламской исторической традиции. Ислам в современном мире. 2022;18(3):43-58. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-3-43-58
For citation:
Mukhetdinov D.V. The Phenomenon of Renewal in the Islamic Historical Tradition. Islam in the modern world. 2022;18(3):43-58. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-3-43-58