«Ответ материалистам»: справедлив ли ал-Афִгани к исмаилитам?
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-1-67-84
Аннотация
Джамал ад-дӣн ал- Афִганӣ — видный представитель реформаторского движения конца XIX в. Его воззрения стали широко известны уже после его смерти, и многие исламистские организации взяли на вооружение предложенные ал- Афгани идеи. Однако с течением времени взгляды исламского реформатора стали восприниматься как своего рода аксиома, неподвластная критике. В настоящей статье будет показано, что не все его утверждения прочно фундированы и имеют под собой крепкое основание. Здесь на материале трактата «Ответ материалистам» мы проанализируем, за что Джамал ад-дӣн ал- Афִганӣ критиковал материалистов в целом и исмаилитов в частности, по каким основаниям, опираясь на онтологическую систему, он упрекал исмаилитов в безбожии. Обращаясь к оригинальным трудам философов- исмаилитов, мы увидим, что на самом деле присуще исмаилитской философии и до какой степени обоснована критика
ал- Афִганӣ.
Об авторе
Т. Г. КорнееваРоссия
КОРНЕЕВА Татьяна Георгиевна — канд. филос. наук, науч. сотр
109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Список литературы
1. Ал-Афгани, Джамал ад-дин. Ответ материалистам / пер. и отв. ред. Ф. О. Нофал. М.: ИД «Медина», 2021. 64 с.
2. Сикоев Р.Р. Панисламизм: истоки и современность. Джамалуддин Афгани и его религиозно- политические последователи ХХ ‒ начала ХХI века. М.: Аспект Пресс, 2010. 286 с.
3. Ван Эсс Й. Богословие и общество II–III столетия по хиджре. Т. I. История религиозной мысли в раннем исламе. М.: ООО «Садра», 2021. 632 с.
4. Сагадеев А.В. Восточный перипатетизм. М.: Изд. Дом Марджани, 2009. 223 с.
5. Аш- Шахрастани Мухаммад ибн ‘Абд ал- Карим. Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милал ва-н-нихал) // Ислам. Ч.1 / пер., введ. и коммент. С. М. Прозорова. М.: Наука, 1984. 272 с.
6. На cир Хусрав. Гушайиш ва рахайиш. London: I. B. Tauris& Co Ltd., 1999. 92 с.
7. Носири Хусрав. Зад ал-мусафирин. Припасы путников / пер. стадж. (перс.), вступ. ст. икоммент. М. Диноршоева. Душанбе: Нодир, 2005. 635 с.
8. Ал- Кирмани, Хамид ад-дин. Успокоение разума (Рахат ал-акл) / введ., пер. с араб. и коммент. А. В. Смирнова. М.: Ладомир, 1995. 510 с.
9. Додыхудоева Л., Рейснер М. Поэтический язык как средство проповеди: концепция «Благого Слова» в творчестве Насира Хусрава. М.: Наталис, 2007. 383 с.
10. Нִcир Хусрав. Шиш фаִcл [Шесть глав]. ִKахира: ал- Катиб ал-миִcрӣ, 1948. 47 с.
11. Насир-и Хусрав. Раушанаи-нама («Книга просветления»). Вступление. Глава в назидание. Бейты 1–162 / пер. с перс. Н. И. Пригариной, М.А. Шакарбековой // Ишрак: ежегодник исламской философии. 2013. № 4. М.: Вост. лит., 2013. С.333–344.
12. Keddie N.R. Sayyid Jamal al- Din ‘al- Afghani’ // Pioneers of Islamic Revival. London: Bloomsbury Academic, 1994. Pp. 11–29.
Рецензия
Для цитирования:
Корнеева Т.Г. «Ответ материалистам»: справедлив ли ал-Афִгани к исмаилитам? Ислам в современном мире. 2022;18(1):67-84. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-1-67-84
For citation:
Korneeva T.G. “The Answer to the Materialists”: Is Al-Afghani Fair to the Isma‘ilis? Islam in the modern world. 2022;18(1):67-84. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-1-67-84