Ислам и традиционная культура в современном Узбекистане: особенности взаимодействия
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-4-171-186
Аннотация
В статье рассматриваются изменения, которые происходят в религиозной политике Узбекистана после обретения им государственной независимости (1991), и влияние, какое они оказывают на разные области повседневной культуры — традиционные обряды, костюм, религиозное и бытовое поведение и др. Отмечается, что наряду с государственными мерами, направленными на предотвращение религиозного экстремизма, происходит усиление контроля официальных мусульманских структур и их представителей за повседневной жизнью, за соблюдением как религиозных, так и семейных и общественных норм и обрядовых практик. Политика религиозной толерантности и курс на просвещенный ислам, проводимые в настоящее время в Узбекистане, подразумевают не только свободу мусульман открыто демонстрировать свою религиозную принадлежность через посещение мечетей, исполнение мусульманских обрядов, через особые детали костюма и пр., но и «очищение» ислама от доисламских представлений и ритуалов, которые традиционно существовали в «бытовой» форме его функционирования среди местных мусульман, а также модификацию старинных обрядов и ритуалов. Современные реалии обусловливают актуальность этнографического изучения ислама в Средней Азии и необходимость новых подходов к исследованию традиционно- бытовой и повседневной культуры — рассмотрение ее в контексте процессов, которые происходят в региональном исламе. Статья основана на полевых материалах автора, собранных во время этнографических экспедиций в Узбекистан.
Об авторе
Т. Г. ЕмельяненкоРоссия
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Татьяна Григорьевна — д-р ист. наук, вед. науч. сотр.
191186, г. Санкт- Петербург, ул. Инженерная, д. 4/1
Конфликт интересов:
нет
Список литературы
1. Абашин С. Н. Ислам и культ святых в Средней Азии // Этнографическое обозрение. 2001. № 3. С. 128–131.
2. Андреев М. С. Среднеазиатская версия Золушки (Сандрильоны) // По Таджикистану: Краткий отчет о работах этнографической экспедиции в Таджикистане в 1925 году. Вып. 1. Ташкент: б. и., 1927. C. 60–76.
3. Бабаджанов Б. М., Олкотт М.-Б. САДУМ // Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь // сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. Вып. 4. М.: Восточная литература, 2003. С. 69–72.
4. Кармышева Б. Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М.: Наука, 1976. 323 с.
5. Крэмер А. Отин // Ислам на территории бывшей Российской империи / сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. Вып. 3. М.: Восточная литература, 2001. С. 77–79.
6. Огудин В. Л. Природные места поклонения в религиозных представлениях современного населения Ферганы: автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 2003. 52 с.
7. Предисловие // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии / отв. ред. Г. П. Снесарев, В. Н. Басилов. М.: Наука, 1975. С. 3–4.
8. Сатвалдыев А. Н. Ислам в жизни узбеков Ферганской долины: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1995. 26 с.
9. Сухарева О. А. Ислам в Узбекистане. Ташкент: Изд-во Академии наук Узбекской ССР, 1960. 87 с.
10. Чвырь Л. А. Очередные задачи этнографического изучения ислама в Туркестане // Этнографическое обозрение. 2001. № 3. С. 124–128.
11. Чвырь Л. А. Очерки культурного синтеза в Туркестане (I–II тыс. н. э.). М., СПб.: Нестор- История, 2018. 240 с.
Рецензия
Для цитирования:
Емельяненко Т.Г. Ислам и традиционная культура в современном Узбекистане: особенности взаимодействия. Ислам в современном мире. 2021;17(4):171-186. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-4-171-186
For citation:
Emelyanenko T.G. Islam and Traditional Culture in Present-Day Uzbekistan: Relationship and Features. Islam in the modern world. 2021;17(4):171-186. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-4-171-186