Предпосылки возникновения философии истории Ибн Халдуна
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-2-51-76
Аннотация
Об авторе
И. Р. НасыровРоссия
НАСЫРОВ Ильшат Рашитович – д-р филос. наук, вед. науч. сотр.
109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр.1
Список литературы
1. Алексеев И. История как исламская наука: Марджани и Ибн Халдун // Islamology. 2019. Т. 9. № 1–2. С. 24–33.
2. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.
3. Бациева С. М. Бедуины и горожане в Мукаддиме Ибн Халдуна / Очерки истории арабской культуры (V–XV вв.). М.: Наука, 1982. С. 311–356.
4. Бациева С. М. Географический фактор в историко-социологической концепции Ибн Халдуна. Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока, XII год. сессия ЛО ИФ АН СССР. М.: ГРВЛ, 1977. С. 68–74.
5. Ал-Газали. Макасид ал-фаласифа. Дамаск: Матба‘а ас-сабах, 2000. 226 с.
6. Ал-Газали. Ихйа’ ‘улум ад-дин. Бейрут: Дар ал-ма‘рифа, б. г. Т. 1. 361 c.
7. Гален. Три комментария на книгу Гиппократа «О природе человека» / Гален. Сочинения. М.: Весть, 2014. Т. I. С. 555–640.
8. Гибб Х. А. Р. Мусульманская историография // Арабская литература: классический период. М.: Восточная литература, 1960. 187 с.
9. Ибн Халдун. Ал-Мукаддима. Сайда–Бейрут: ал-Мактаба ал-‘асрийа, 1996. 630 с.
10. Кирабаев Н. С. Социальная философия мусульманского Востока: (Эпоха Средневековья). М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1987. 176 с.
11. Мурад Рамзи. О науке истории и прошлом и настоящем народов Евразии Фрагменты из сочинения «Талфик ал-ахбар». Вводная статья, перевод и комментарии И. Р. Насырова // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 9; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. № 9. М.: Садра, 2019. С. 375–412.
12. Насыров И. Р. Античное наследие в системе ценностных ориентиров аббасидских халифов в VIII–IX вв. // Философская антропология. 2019. Т. 5. № 2. С. 62–88.
13. Насыров И. Р. Взгляды Катиба Челеби (Хаджи Халифа) на общество и государство // Ислам в современном мире. 2018. Т. 14. № 2. С. 95–110.
14. Пиотровский М. Б. Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама // Ислам. Религия, общество, государство. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. С. 175–188.
15. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. 654 c.
16. Розен В. Р. Записки Восточного отделения Императорского Русского Археологического общества. Т. 3. СПб: Тип. Имп. АН, 1888. 400 с.
17. Ат-Табари. Та’рих ат-Табари. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-‘илмийа, б. г. Т. 1. 680 с.
18. Фрагнер Б. Г. «Персофония». Региональность, идентичность, языковые контакты в истории Азии. М.: Фонд Марджани, Садра, 2018. 136 с.
19. Abramov B. Al-Ghazalī’s Theory of Causality // Studia Islamica. 1988. № . 67. С. 75–98.
20. Cheddadi A. Recognizing the Importance of Ibn Khaldun / Interview with Abdesselam Cheddadi. Esprit 11 (November 2005). Pp. 1–12.
21. Enan M. A. Ibn Khaldun. His life and works. New Delhi: Kitab Bhawan, 1979. 193 p.
22. Gutas, Dmitri. Greek Thought, Arabic Culture: The Graeco-Arabic Translation Movement in Baghdad and Early ‘Abbasid Society (2th-4th/5th-10 th c.) (Arabic Thought and Culture). London: Routledge, 1998. 252 p.
23. Al-Iji. Tuḥfat al-faqîr ’ilâ ṣâhib as-sarîr. f. 56. (Arabic (no. 231). (Istanbul: Manuscripts collection Hatice Turhan Valide Sultan, the Süleymaniye Library). 574 s.
24. Humphreys R. S. Ta’rīkh. II. Historical Writing. 1. In the Arab World; (b) The central and eastern lands 950–1500 / EI NE. 2000. Vol. 10. Pp. 276–280.
25. Khalidi, Tarif. Arabic historical thought in the classical period. Cambridge. Cambridge University Press, 1996. 250 p.
26. Mahdi, Muhsin. Ibn Khaldûn’s Philosophy of History. The University of Chicago Press, 1957. 327 p.
27. Majid, Fakhry. A History of Islamic Philosophy. New York: Columbia University Press, 2004 (3rd ed.). 430 p.
28. Miller, Fred D. The State and the Community in Aristotle’s Politics. Reason Papers (USA). 1974. No. 1. Pp. 61–69.
29. Rosenthal F. A history of Muslim historiography. Leiden: E. J. Brill, 1968. 653 p.
30. Sariyannis, Marinos. A History of Ottoman Political Thought up to the Early Nineteenth Century. Leiden–Boston: Brill, 2018. 596 p.
31. Sariyannis, Marinos. Ottoman Ibn Khaldunism Revisited: The PreTanzimat Reception of the Muqaddima, from Kınalızade to Şanizade / Political Thought and Practice in the Ottoman Empire (Halcyon Days in Crete IX), Rethymno 2019. Pp. 251–286.
32. Sourdel D. Khalīfa. (i) The history of the institution of the caliphate / EI NE. 1997. Vol. 4. P. 945–946.
33. Togan, Zeki Velidi. The Concept of Critical Historiography in the Islamic world of the Middle Ages / Islamic Studies (Islamic Research Institute, International Islamic University, Islamabad). Vol. 14. 1975. No. 3. Pp. 175–184.
34. Togan, Zeki Velidi. Ortaçağ Islâm Âleminde Tenkidi Tarih Telâkkîsi / Islâm Tetkikleri Enstitüsü Dergisi. 1953. Cilt — Vol. I. Cüz — Part 1–4. İstanbul: İbrahim Horoz Basımevi, 1954. S. 43–49.
35. Togan, Zeki Velidî. Tarihte Usûl. Istanbul: Enderun kitabevi, 1981. 350 s.
36. Treiger A. The Science of Divine Disclosure: Gazali’s Higher Theology and Its Philosophical Underpinnings. Diss. Yale University, 2008. 384 p.
Рецензия
Для цитирования:
Насыров И.Р. Предпосылки возникновения философии истории Ибн Халдуна. Ислам в современном мире. 2021;17(2):51-76. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-2-51-76
For citation:
Nasyrov I.R. On Preconditions for Ibn Khaldun’s Philosophy of History. Islam in the modern world. 2021;17(2):51-76. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-2-51-76