Об историчности Наджранского договора о джизйе: датировка, альтернативные версии


https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-2-27-48

Полный текст:


Аннотация

Настоящая публикация — четвертая в серии статей, посвященных критическому анализу доминирующего в традиционной мусульманской политико-правовой теологии тезиса о джизйе как о дани с иноверцев, учрежденной еще пророком Мухаммадом. В центре внимания этих четырёх статей находится главный парадигматический прецедент – депутация наджранских христиан в Медину и заключенный с Пророком договор об уплате джизйи. За приведённым в первом статье формальнохадисоведческим анализом (т. е. в аспекте надёжности иснада — цепочки передатчиков) релевантных преданий следует их содержательный анализ. Историчность означенного посольства, в предыдущих двух частях обсуждавшаяся в плане состава депутации и текста договора, здесь оспаривается в свете хронологических неувязок и наличия иных версий, не включающих в себя условие об уплате дани. Исследование ведётся в русле реформаторской ориентации на раскрытие толерантно-плюралистической интенции пророческого ислама.

Об авторе

Т. К. Ибрагим
Институт востоковедения РАН
Россия

ИБРАГИМ Тауфик Камель – д-р филос. наук, гл. науч. сотр. Центра арабских и исламских исследований

107031, г. Москва, ул. Рождественка, 12



Список литературы

1. [ʼАбу Дауд]. Сунан ʼАбӣ Дāӯд. Т. 4. Дамаск–Бейрут: Дāр ар-рисāла ал-‘āламӣййа, 2009. 716 с.

2. ʼАбу Йусуф. Китāб ал-харāдж. Бейрут: Дāр ал-ма‘рифа, 1979. 244 с.

3. ʼАбу Йусуф. Китаб ал-харадж / пер. с араб. и коммент. А. Э. Шмидта; супракоммент. к пер. А. С. Богомолова; подготовка к изд., вступит. ст. и указ. А. А. Хисматулина. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. 33, 415 с.

4. ʼАбу ‘Убайд ал-Касим ибн Саллам. Китāб ал-амвāл. Бейрут–Каир: Дāр аш-шурӯк, 1989. 807 с.

5. Ал-‘Аскалани. Фатх ал-бāрӣ би-шарх Сахӣх ал-Бухāрӣ. Т. 8. Эр-Рияд: Дāр ас-Салāм, 2000. 975 с.

6. Ал-ʼАхмади ал-Майанаджи А. Макāтӣб ар-расӯл. Т. 2. Тегеран: Дāр ал-хадӣс, 1998. 719 с.

7. [Ал-Багави]. Тафсӣр ал-Багавӣ. Т. 4. Эр-Рияд: Дāр тайба, 1989. 398 с.

8. Ал-Байхаки. Далā’ил ан-нубӯвва. Т. 5. Бейрут: Дāр ал-кутуб ал-‘илмиййа, 1985. 507с.

9. Ал-Балазури. Футӯх ал-булдāн. Бейрут: Му’ассасат ал-ма‘āриф, 1987. 768 с.

10. [Ал-Бухари]. Сахӣх ал- Бухāрӣ. Дамаск–Бейрут: Дāр Ибн Касӣр, 2002. 1944 с.

11. Ал-Вакиди. Китāб ал-магāзӣ. Т. 1–3. Бейрут: ‘Āлам ал-кутуб, 1966. 1321 с. (сквозная нумерация).

12. Джизйа // Ал-мавсӯ‘а ал-фикхиййа. Т. 15. Эль-Кувейт: Визāрат ал-авкāф ва аш-шу’ӯн ал-исламиййа, 1989. С. 149–207.

13. Ефремова Н. В., Ибрагим Т. К. Жизнь пророка Мухаммада. М.: Ладомир, 2009. 1062 с.

14. Ибн ал-ʼАсир. Ал-Кāмил фӣ ат-тāрӣх. Т. 2. Бейрут: Дāр ал-кутуб ал-‘илмӣййа, 1987. 503 с.

15. Ибн ‘Ашур. Тафсӣр ат-тахрӣр ва-т-танвӣр. Т. 3. Тунис: Ад-дāр ат-тунисиййа ли aн-нашр, 1984. 312 с.

16. Ибн ал-Джаузи. Ал-мунтазам фӣ тāрӣх ал-мулӯк ва ал-умам. Т. 4. Бейрут: Дāр ал-Кутуб ал-‘илмиййа, 1995. 371 с.

17. Ибн ал-Каййим. Зāд ал-ма‘āд. Т. 3. Бейрут: Му’ассасат ар-рисāла, 1991. 708 с.

18. Ибн Касир. Ал-бидāйа ва ан-нихāйа. Т. 5. Бейрут: Мактабат ал-ма‘āриф, 1988. 361 с.

19. Ибн Касир. Тафсӣр ал-Кур’āн ал-‘азӣм. Т. 2. Эр-Рияд: Дāр тӣба, 1999. 488 с.

20. [Ибн Маджа]. Сунан Ибн Мāджа. Бейрут: Дāр ал-фикр; 2003. 1080 с.

21. Ибн Сад. Китāб ат-табакāт ал-кабӣр. Т. 1, 2. Каир: Мактабат алХāнджӣ, 2001. 445, 342 с.

22. Ибн Таймиййа. Минхāдж ас-Сунна. Т. 7. Эр-Рияд: Джāми‘ат ал-’имāм Мухаммад ибн Са‘ӯд ал-исламиййа, 1986. 562 с.

23. Ибн Таймиййа. Ал-джавāб ас-сахӣх. Т. 1. Эр-Рияд: Дāр ал-‘āсима, 1999. 452 с.

24. Ибн Хазм. Ал-Мухалла би-л-ʼāсāр. Т. 5. Бейрут: Дāр ал-кутуб ал-‘илмӣййа, 2002. 443 с.

25. [Ибн Халдун]. Тāрӣх Ибн Халдӯн. Т. 2. Бейрут: Дāр ал-фикр, 2000. 656 с.

26. [Ибн Хишам]. Ас-Сӣра ан-набавиййа ли-Ибн Хишам. Т. 1–2. Бейрут: Му’ассасат ‘улум ал-Кур’āн; Джидда: Дāр ал-кибла, б. г. 832, 766 с.

27. Ибрагим Т. К. Джизйа как постпророческий институт: хадисоведческий анализ преданий о договоре с христианами Наджрана // Ислам в современном мире. 2019. Т. 15. № 4. С. 117–135.

28. Ибрагим Т. К. Об историчности наджранской депутации: содержательный анализ преданий о составе // Ислам в современном мире. 2020. Т. 16. № 2. С. 27–46.

29. Ибрагим Т. К. Об аутентичности Наджранского договора о джизйе: содержательный анализ текста // Ислам в современном мире. 2020. Т. 16. № 3. С. 27–48.

30. Йакут ал-Хамави. Му‘джам ал-булдāн. Т. 5. Бейрут: Дāр сāдир; 1977. 461 с.

31. Ал- Лихйани А. С. ’Асāнӣ д китāб ‘А мр ибн Хазм. Ал- Ахмадӣ ййа. 1422/2001. № 7. С. 48–108.

32. [Муслим]. Сахӣх Муслим. Эр-Рияд: Дāр ас-салāм; 2000. 1488 с.

33. Ас-Субхани Дж. Саййид ал-мурсалӣн. Т. 2. Кум: Му’ассасат ан-нашр ал-ислāмӣ, 1429/2008. 780 с.

34. Ас-Суйути. Ад-дурр ал-мансӯр фӣ ат-тафсӣр би-л-ма’сӯр. Т. 3. Каир: Марказ Хаджар, 2003. 772 с.

35. [Ат-Табари]. Тāрӣх ат-Табарӣ (Тāрӣх ар-русул ва ал-мулӯк). Т. 3. Каир: Дāр ал-ма‘āриф, 1969. 632 с.

36. [Ат-Табари]. Тафсӣр ат-Табарӣ (Джāми‘ ал-байāн ‘ан та’вӣл āи алКур’āн). Т. 6. Каир: Мактабат Ибн Таймӣййа, б. г. 640 с.

37. [Ат-Тирмизи]. Сунан ат-Тирмизӣ. Бейрут: Дāр ал-китāб ал-‘арабийй, 2005. 1231 с.

38. Аш-Шафи‘и. Ал-ʼУмм. Т. 3. Эль-Мансура: Дāр ал-вафā’, 2001. 680 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ибрагим Т.К. Об историчности Наджранского договора о джизйе: датировка, альтернативные версии. Ислам в современном мире. 2021;17(2):27-48. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-2-27-48

For citation: Ibrahim T.K. On Historicity of the Najran Treatise on Jizya: Dating and Alternative Versions. Islam in the modern world. 2021;17(2):27-48. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-2-27-48

Просмотров: 55

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)