Исламское воспитание и социализация детей в семьях соблюдающих мусульман Татарстана в контексте семейного образования


https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-4-163-182

Полный текст:


Аннотация

Исследование практик исламского воспитания и обучения среди семей соблюдающих мусульман Республики Татарстан, которые самостоятельно выбирают и организуют семейную форму образования для своих детей школьного возраста, показало, что, по мнению самих родителей, им удается обеспечить более насыщенное изучение исламских дисциплин и более содержательную передачу представления о мусульманской культуре, чем если бы их дети продолжали посещать школу. Под религиозной социализацией мы понимаем процесс, в ходе которого люди приобщаются к принятым в их окружении религиозным практикам, а также научаются соответствующему поведению. Статья сфокусирована на том, каким образом соблюдающие мусульмане и их дети справляются со сложностями в соблюдении исламских правил и выполнении предписанных религиозных обрядов в государственной школе, какие аспекты стандартного светского образования и школьной среды затрудняют усвоение детьми исламской этики. Семейная форма образования предоставляет возможности для максимального невыхода ребенка за пределы верующего окружения, что имеет большое значение для исламского воспитания. Неформальный подход к распорядку учебного процесса и индивидуальное расписание освобождает часть времени для изучения основ ислама. Это, как утверждают защитники семейной формы образования, обеспечивает плавное и естественное принятие религиозных установок, усвоение нравственных норм и практическое исполнение предписаний своей конфессии. Статья содержит также мнение другой части мусульман, светских родителей и экспертов о желательном контроле за образовательным и воспитательным процессом, который следует организовать как государственным органам, так и муфтияту.

Об авторе

Г. Я. Гузельбаева
Казанский федеральный университет
Россия

ГУЗЕЛЬБАЕВА Гузель Яхиевна, канд. социол. наук, доц., Институт международных отношений

420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18



Список литературы

1. Алмазова Л. Религиоведение и преподавание знаний о религии детям в современном Татарстане. Случай ислама // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. Т. 35. № 4. С. 139–161.

2. Гайнутдин (Гайнутдинов) Р. И. Принцип универсальности знания как основа исламского образования // Ислам в современном мире. 2015. Т. 11. № 4. С. 27–32.

3. Гузельбаева Г. Я. Взаимоотношения исламских структур и государства: случай Татарстана // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: «Политология». 2020. Том 22. № 4. С. 678–689.

4. Жуйкова К. В., Ляликова С. В., Карпова В. М. Семейно-домашнее обучение как модель образования будущего: аналитический отчет по результатам социологического исследования / под общ. ред. А. И. Антонова. М.: МАКС Пресс, 2018. 145 с.

5. Карпова В. М., Ляликова С. В. Семейное образование в России: миф и реальность // Социология в изменяющемся научно-образовательном пространстве современного общества: Материалы международной научно-практической конференции. VII Дыльновские чтения. Саратов, 2020. С. 88–91.

6. Риммер К. В. Семейное образование как один из способов укрепления семьи // Экономические стратегии. 2014. Т. 16. № 6–7(122–123). С. 42–45.

7. Сагитова Л. В. Социальная интеграция мусульман и потенциал светской образовательной системы: опыт Татарстана // Ислам в современном мире. 2016. Т. 12. № 1. С. 197–210.

8. Яшина М. Н. Семейное образование в сети Интернет // Социология образования. 2017. № 2. С. 63–73.

9. Apple M. W. Gender, Religion, and the Work of Homeschooling // Z. Gross, L. Davis and A.-K. Diab (eds.) Gender, Religion and Education in a Chaotic Postmodern World. New York: Springer, 2013. Pp. 21–39.

10. Hood R. W. Jr., Hill P. C., Spilka P. (eds.). The Psychology of Religion: An Empirical Approach. New York: Guilford Press, 2009. 4 th ed. Хх, 636 p.

11. Karimova L. Muslim Revival in Tatarstan: Tatar Women’s Narratives as Indicators of Competing Islamic Traditions // Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions. 2013. Vol. 17. No. 1. Pp. 38–58.

12. Karimova L. “Piety stories”: Muslim Tatar Women’s Identity Performance, Negotiation, and Transformation Through Storytelling // Journal of Intercultural Communication Research. 2014. Vol. 43. No. 4. Pp. 327–345.

13. Kostelecka Y. Home Education in the Post-Communist Countries: Case Study of the Czech Republic // International Electronic Journal of Elementary Education. 2010. Vol. 3. Iss. 1. Pp. 29–44.

14. Medlin R. G. Homeschooling and the Question of Socialization Revisited // Peabody Journal of Education. 2013. Vol. 88, Iss. 3. Pp. 284–297.

15. Myers M. Muslim, Home Education and Risk in British Society // British Journal of Sociology of Education. 2018. Vol. 39. No. 2. Pp. 212–226.

16. Neuman A. Criticism and Education: Dissatisfaction of Parents Who Homeschool and Those Who Send Their Children to School with the Education System // Educational Studies. 2019. Vol. 45. Iss. 6. Pp. 726–741.

17. Pearlman-Avnion S., Graevsky M. Homeschooling, Civils, and Socialization: The case of Israel // Education and Urban Society. 2019. Vol. 51. Iss. 7. Pp. 970–988.

18. Sabirova G. Young Muslim-Tatar Girls of the Big City: Narrative Identities and Discourses on Islam in Postsoviet Russia // Religion, State and Society. 2011. Vol. 39. No. 2–3. Pp. 327–345.

19. Sarwar S. What Motivates 21 th Century Muslim Parents to Home-School Their Children? // The College of Teachers Practitioner Journal Education Today. 2013. Vol. 64. No. 4. Pp. 25–29.

20. Sherkat D. E. Religious Socialization: Sources of Influence and Influences of Agency // M. Dillon (ed.) Handbook of the Sociology of Religion. New York: Cambridge Univ. Press, 2003. Pp. 151–163.

21. Suleymanova D. Islam as Moral Education: Madrasa Courses and Contestation of the Secular in the Republic of Tatarstan, Russia // Religion, State and Society. 2015. Vol. 43. No. 2. Pp. 150–167.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гузельбаева Г.Я. Исламское воспитание и социализация детей в семьях соблюдающих мусульман Татарстана в контексте семейного образования. Ислам в современном мире. 2020;16(4):163-182. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-4-163-182

For citation: Guzelbaeva G.Y. Family Education and Child Socialization in Observant Muslim Community of the Republic of Tatarstan. Islam in the modern world. 2020;16(4):163-182. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-4-163-182

Просмотров: 108

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)