Рецепция египетского модернизма в Индонезии: Харун Насутион о теологии Мухаммада Абдо


https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-3-49-64

Полный текст:


Аннотация

В настоящей статье рассматривается интерпретация богословия Мухаммада Абдо (1849–1905), предпринятая индонезийским экзегетом Харуном Насутионом (1919–1998), который сближает позицию Абдо с неомутазилизмом, опираясь на трактат Risālah al-Tawḥīd. Насутион осуществляет поэтапную интерпретацию самого популярного «экзотерического» сочинения египетского мыслителя, обосновывая рационалистический характер его богословской системы. С точки зрения Насутиона, характерное для Абдо деление человеческого рода на избранных и простолюдинов призвано подтвердить особый онтологический статус людей, наделенных высокой культурой и развитыми интеллектуальными способностями. Избранные способны осмыслить всю область умопостигаемого бытия, включающую в себя и Бога с его атрибутами, и тварный мир. Из этого вытекает ограниченный, подтверждающий характер Откровения. Оно не столько открывает людям доселе незнакомую истину, сколько подтверждает (легитимирует) знание, уже имеющееся у Избранных. Насутион считает, что взгляды Абдо на человеческую свободу и божественную справедливость конфликтуют с ашаризмом. Человек является источником собственных действий, ему дана свобода самостоятельно определять свою судьбу. Всевышний Аллах управляет миром через вечные законы природы, сунан, и предпочитает не вмешиваться в дела людей напрямую, хотя и заинтересован в их благе. Статья завершается критическими замечаниями, ставящими под сомнение интерпретативную модель, предложенную Насутионом и другими неомутазилитскими исследователями Абдо.

Об авторе

Д. В. Мухетдинов
Московский исламский институт; Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

МУХЕТДИНОВ ДамирВаисович — канд. полит. наук, ректор,  проф. Восточного факультета

109382, г. Москва, пр. Кирова, 12

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 11



Список литературы

1. Абдо М. Трактат о Единобожии (фрагмент) // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно- философский ежегодник. М.: ООО «Издательский дом “Медина”». 2020. Вып. 4. С. 187–218.

2. Hildebrandt T. Waren Ǧamāl ad- Dīn al- Afġānī und Muḥammad ‘Abduh Neo- Mu‘taziliten? // Die Welt des Islams. Vol. 42. Pp. 207–262.

3. Nasution H. The Place of Reason in ‘Abduh’s Theology: Its Impact on His Theological System and Views. Ph. D. Thesis, McGill University, 1968. 274 p.

4. Wielandt. R. Main Trends of Islamic Theological Thought from the Late Nineteenth Century to Present Times // Oxford Handbook of Islamic Theology. Oxford: Oxford University Press, 2016. Pp. 707–753.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Мухетдинов Д.В. Рецепция египетского модернизма в Индонезии: Харун Насутион о теологии Мухаммада Абдо. Ислам в современном мире. 2020;16(3):49-64. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-3-49-64

For citation: Mukhetdinov D.V. The Reception of Egyptian Modernism in Indonesia: Harun Nasution on Theology of Muhammad Abduh. Islam in the modern world. 2020;16(3):49-64. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-3-49-64

Просмотров: 37

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)