Философско-мировоззренческие основания политического ислама Индии и Пакистана


https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-1-127-146

Полный текст:


Аннотация

История мусульманского мира подтверждает универсальность обоюдного взаимовлияния бытия и сознания. Проповедь пророка Мухаммада была встречена арабами с энтузиазмом именно потому, что в ней был схвачен дух времени, острое ощущение необходимости перемен политических, социально-экономических и духовных. Так было в истории других вероучений, так будет и в будущем. Начиная с ХIX века главные вызовы времени потребовали от уммы мобилизации и совместного объединения, первоначально во имя освобождения от колониализма, а в настоящее время — от отрицательных последствий глобализации. Отсюда естественное и оправданное возникновение того, что условно можно назвать политическим исламом. В данной статье речь идет о философско-мировоззренческих взглядах тех, кто оказал наибольшее влияние на общественное сознание мусульман Индостана до и после раздела в 1947 г. на два государства Индия и Пакистан. Если в период Средневековья в империи Великих Моголов (1555–1858) мусульманская мысль развивалась исключительно в рамках теологии, в Британской Индии (1858–1947) она приобретает характер социально-философский, связанный с проблемами сохранения идентичности индийских мусульман в переломный период освобождения от колониальной зависимости и обретения политического суверенитета. Рассматриваются основные направления, в рамках которых развивалась мусульманская мысль cо второй половины XIX века, и их наиболее яркие представители. Центральной фигурой в просветительском движении мусульман Индии был Сайид Ахмад–хан (1817–1898). Никто так полно не представил философские основания реформаторства, как выдающийся поэт-философ Мухаммад Икбал (1877–1938) в «Реконструкции религиозной мысли в исламе». Прямо противоположный реформаторству мусульманский «фундаментализм» аргументировал Абул Ала Маудуди (1903–1979) — основатель и бессменный руководитель организации «Джамаат-и ислами». Перспективным и соответствующим интересам новых поколений является подход, сочетающий уважение к духовному наследию с пониманием необходимости приобщения к достижениям современной науки и техники. Межкультурная философская позиция была реализована Мухаммадом Шарифом (1893–1965), признанным авторитетом среди мусульманских философов Индии и Пакистана.

Об авторе

М. Т. Степанянц
Институт философии РАН
Россия

СТЕПАНЯНЦ Мариэтта Тиграновна — д-р филос. наук, проф., засл. деят. науки РФ, гл. науч. сотр. Сектора восточных философий

109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1



Список литературы

1. Dar B. A. Religious Thought of Sayyid Ahmad Khan. Lahore. 1957. viii + 304 р.

2. Iqbal M. Islam as a Moral and Political Ideal // Thoughts and Reflections of Iqbal. Ed. by S. A. Vahid. Lahore: SH Muhammad Ashraf. 1964. 381 p.

3. Iqbal M. The Reconstruction of Religious Thought in Islam. L: Oxford University Press, 1934. 198 p.

4. Маudoodi A. A. Islamic Law and Constitution. Karachi, 1955. 204 р.

5. Маudoodi A. A. The Message of Jama’at-i-islami. Lahore. 1955. 48 р.

6. Маudoodi A. A. Political Concepts in the Quran // The Voice of Islam. Karachi. Vol. IХ. 1961. № 6, 7.

7. Maudoodi A. A. The Process of Islamic Revolution. Lahore, 1955. 71 р.

8. Murty K. Satchidananda. Indian Philosophy since 1498. Waltair: Andrha University Press. 1982. х, 161 [7].

9. Radhakrishnan, Muirhead (eds.).Contemporary Indian Philosophy. Eds. S. Radhakrishnan & J. H. Muirhead. L.: George Allen & Unwin LTD. 1936. 650 р.

10. Sayeed K. The Jama’at-i-islami Movement in Pakistan // Pacific Affairs, 1957. Vol. XXX. № 1. Pр. 59–68.

11. Sharif M. M. (ed.). A History of Muslim Philosophy. Vol. I–II. Wiesbaden, 1963–1966; Vol. I. 1963. xi, 1–787 p.; Vol. II. 1966. viii, 789–1792 p.

12. Sharif M. M. Dialectical Monadism // The Contemporary Indian Philosophy. L. 1952. Рр. 565–590.

13. Siddiqi P. Fighting Communism by Oppression. Karachi. 1955. 24 р.

14. Maudoodi, A. A. Jama‘at-i-islami, Lahore, 1952.

15. Sayyid, Akhmad Khan. Azadi Ra’i // Maqalat-i Sir Sayyid. Ed. Maulana Muhammad Isma’il Pani Pati. Lahore: Majlis-i Taraqqi-yi Adab, 1962.

16. Surur М. Maulana Maududi ki tahrik-i islami. Delhi. 1956.

17. Икбал М. Реконструкция религиозной мысли в исламе / пер. с англ., предисл. и коммент. М. Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2002. 200 c.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Степанянц М.Т. Философско-мировоззренческие основания политического ислама Индии и Пакистана. Ислам в современном мире. 2020;16(1):127-146. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-1-127-146

For citation: Stepanyants M.T. Philosophical and Worldview Grounds of Political Islam of India and Pakistan. Islam in the modern world. 2020;16(1):127-146. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-1-127-146

Просмотров: 77

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)