Кадийские суды на османских Балканах и местные христиане в XVIII в. (на примере г. Софии)
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-4-137-152
Аннотация
В статье рассматривается положение христиан в Османской империи XVIII в. в свете правового плюрализма. Цель исследования — проанализировать степень интеграции христианского населения Софии в османскую правовую систему и проследить причины обращения христиан в шариатские суды. Правовая система Османской империи опиралась как на исламское право (законы шариата), так и на светское право. Гибкость правовой системы позволяла применять общие принципы османского права к многообразию местных правовых казусов и смягчать социальную напряженность. Правовое положение христиан Империи было определено рамками системы миллетов, предусматривавшей, в том числе, юридическую автономию традиционных религиозных структур. В восприятии османских властей неким аналогом кадия в христианских общинах был приходской священник, являвшийся главой общины и представителем ее интересов перед лицом местных властей. Православные подданные Империи имели возможность обращаться за правосудием в три различных инстанции: епархиальный суд, общинный суд и кадийский суд, решавший вопросы в соответствии с кануном и шариатом. Анализ документов кадийских судов показывает, что обращения немусульман в османские кадийские суды, вопреки распространенному мнению, были достаточно частыми. Специфика положения османских христиан состояла в наличии у них выбора, в какой суд обращаться и по нормам какого права решать те или иные вопросы, в частности вопросы распределения наследства.
Об авторе
А. А. ЛеонтьеваРоссия
ЛЕОНТЬЕВА Анна Андреевна — мл. науч. сотр.
119991, г. Москва, Ленинский просп., д. 32А.
Список литературы
1. Gradeva R. The activities of a kadi court in eighteenth-century Rumeli: the case of Hacioǧlu Pazarcik // Oriente Moderno. Nuova serie. 1999. Anno 18 (79). Nr. 1. Pp. 177–190.
2. Inalcik H. Ottoman Policy and administration in Cyprus after the Conquest // The Ottoman Empire: conquest, organization and economy. London, 1978. Рp. 5–23.
3. Jennings R. C. Loans and credit in early 17th century Ottoman judicial records the sharia court of Anatolian Kayseri. // Journal of the Economic and Social History of the Orient. 1973. Vol. XVI. Parts II–III. Leiden. Pp. 168–217.
4. Laiou S. Christian Women in an Ottoman World: Interpersonal and Family Cases Brought Before the Shari‘a Courts During the Seventeenth and Eighteenth Centuries (Cases Involving the Greek Community) // Women in the Ottoman Balkans. Gender, Culture and History. London, 2007. Pp. 243–271.
5. Merry S. E. Legal Pluralism // Low and Society Review. 1988. Vol. 22. No. 5. P. 869–896.
6. Ortaylı İ. Osmanlı toplumunda aile. Istanbul, 2009. 240 s.
7. Turan A. 1815 numarali Trabzon şer‘iye siciline göre hukuki hayatta kadin (1554–1558) // İnönü Üniversitesi Hukuk Fakültesi Dergisi Özel Sayı Cilt:1, Yıl 2015. S. 379–428.
8. Андреев С. Калицин М. Мутафова К. Православни структури на Балканите през XVII–XVIII век съгласно документи от Истанбулския османски архив. Велико Търново, 2019. 672 с.
9. Бабич И. Л. Унификация права на Северном Кавказе: исторические реалии и современные тенденции // Право и глобализация: проблемы теории и истории. Труды международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 28 ноября 2008 г. СПб., 2009. С. 303–321.
10. Бартольд В. В. Турция, ислам и христианство // Академик В. В. Бартольд. Сочинения. Т. VI. Работы по истории ислама и арабского халифата. М., 1966. С. 413–432.
11. Белдичану Н. Организация на Османската империя (XIV–XV в.) // История на Османската империя / под ред. Р. Мантрана. София, 1999. С. 129–149
12. Бенда-Бекман К., фон. Зачем беспокоиться о правовом плюрализме? Вопросы изучения и осуществления политики правового плюрализма // Обычное право и правовой плюрализм: материалы XI Международного конгресса по обычному праву и правовому плюрализму, август 1997 г., Москва. М., 1997. С. 9–13.
13. Бенда-Бекман К., фон. Правовой плюрализм // Человек и право. Книга о летней школе юридической антропологии, г. Звенигород, 22–29 мая 1999. М., 1999. С. 8–22.
14. Бенда-Бекман Ф., фон. Правовой плюрализм и природные ресурсы // Обычай и закон. Исследования по юридической антропологии. М., 2002. С. 96–108.
15. Бобровников В. О. Шариатские суды и правовой плюрализм в советском Дагестане // Этнографическое обозрение. 2001. № 3. С. 77–91.
16. Бобчева Л., Димитров Стр. История на град Толбухин. София.: Наука и изкуство, 1968. 470 с.
17. Градева Р. Българи и турци, XV–XVIII в. // Представата за «другия» на Балканите. София, 1995. С. 47–54.
18. Градева Р. За правни компетенции на кадийския съд през XVII в. // Исторически преглед. 1993. № 2. С. 98–119.
19. Градева Р. Налагането на кадийската институция на Балканите и мястото й в провинциалната администрация (XIV — нач. на XVI в.) // Балканистика. 1989. Т. 3. С. 35–52.
20. Гълъбов Г. Мюсюлманско право. София, 1924. 127 с.
21. Еврейски извори за общественно-икономическото развитие на Балканските земи. Т. II. XVII век. София, 1960. 510 с.
22. Елхадж Ахмед Али паша. Османски политически трактат. София, 1972. 151 с.
23. Иванова Св. Какво повелява законът съпружески. Съдебно третиране на брачните проблеми на христианките у нас през XVI–XVIII в. // Граници на гражданството: европейските жени между традиция и модерността. София, 2001. С. 30–62.
24. История Османского государства, общества и цивилизации: в 2 т. / под ред. Э. Ихсаноглу. М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. XХХII+602 с.
25. Ковлер А. И. Антропология права и правовой плюрализм (права человека и права народов) // Олень всегда прав. Исследования по юридической антропологии. М., 2003. С. 24–50.
26. Макарова И. Ф. Болгарский народ в XV–XVIII вв.: этнокультурное исследование. М., 2005. 190 с.
27. Мухаметзарипов И. А. Применение норм мусульманского наследственного права в Российской империи в конце XVIII – XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 123. С. 96–100.
28. Османски извори за история на Добруджа и Северно-източна България. София, 1981. 426 с.
29. Основы теории и истории исламского права: учебное пособие / под ред. И. А. Васильева, И. Ю. Козлихина. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 2018. 106 c.
30. Сафонов А. А. Османская административно-правовая система на Балканах (XV–XVIII вв.) // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. Вып. 5. Курск, 2012. C. 121–133.
31. Сюкияйнен Л. Р. Шариат, обычай, закон: координаты правового бытия российского мусульманина // Человек и право. Книга о летней школе юридической антропологии, г. Звенигород, 22–29 мая 1999 г. М., 1999. С. 82–91.
32. Тодоров Н. Балканский город XV–XIX веков. М. 1976. 516 с.
33. Тодорова О. Жените в София през 70-те години на XVII в. (по данни на един регистр в наследственни описи) // Исторически преглед. 1996. № 3. С. 3–40.
34. Турски извори за българската история (ТИБИ). Т. 6. София, 1977. 432 с.
35. Фадеева И. Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. М.: Восточная литература, 2001. 285 с.
36. Шарль Р. Мусульманское право. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. 142 с.
Рецензия
Для цитирования:
Леонтьева А.А. Кадийские суды на османских Балканах и местные христиане в XVIII в. (на примере г. Софии). Ислам в современном мире. 2019;15(4):137-152. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-4-137-152
For citation:
Leontieva A.A. Kadi Courts in the Ottoman Balkans and Christians in 18th Century (According to the Sofia Documents). Islam in the modern world. 2019;15(4):137-152. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-4-137-152