Джизйа как постпророческий институт: хадисоведческий анализ преданий о договоре с христианами Наджрана


https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-4-117-135

Полный текст:


Аннотация

Статья представляет собой первую часть исследования вопроса о фактологической обоснованности доминирующего в традиционной политической теологии учения о джизйе как о дани с иноверцев, учрежденной ещё пророком Мухаммадом. Оспаривание аутентичности преданий, лежащих в основе этого учения, автор начинает с обсуждения главного парадигматического прецедента — договора Пророка с христианами города Наджран. Настоящая часть посвящена анализу релевантных преданий в свете классической формально-хадисоведческой методологии, акцентирующей внимание на степени надежности иснада (цепочки передатчиков); содержание же данных преданий составит предмет последующей части. Исследование ведётся в русле реформаторско-модернистского дискурса, ориентирующегося на раскрытие подлинно гуманистического духа пророческого ислама, пацифистско-плюралистической установки коранического послания.


Об авторе

Т. К. Ибрагим
Институт востоковедения РАН
Россия

ИБРАГИМ Тауфик Камель — д-р филос. наук, гл. науч. сотр. Центра арабских и исламских исследований.

107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12.



Список литературы

1. [Абу Дауд]. Сунан Аби Дауд. Т. 4. Дамаск-Бейрут: Дар ар-Рисаля ал-‘алaмиййа, 2009. 716 с.

2. Абу ‘Убайд. Китаб ал-Амвал. Бейрут-Каир: Дар аш-Шурук, 1989. 807 с.

3. ал-Аскалани. Такриб ат-Тахзиб. Алеппо: Дар ар-Рашид, 1991. 788 с.

4. ал-Аскалaни. Фатх ал-Бари би шарх Сахих ал-Бухари. Т. 7, 8. Эр-Рияд: Дар ас-Салaм, 2000. 656, 975 с.

5. ал-Аскалани. Аль-‘Уджаб фи байан ал-асбаб (Асбаб ан-нузул). Т. 1. Бейрут: Дар Ибн Хазм, 2002. 533 с.

6. ал-Байхаки. Дала’иль ан-нубувва. Т. 2, 5. Бейрут: Дар ал-Кутуб ал-‘ил-миййа, 1985. 589, 418 с.

7. [ал-Бухари]. Сахих ал-Бухари. Дамаск-Бейрут: Дар Ибн Касир; 2002. 1944 с.

8. Ад-Даракутни. ал-Илзамат ва-т-татаббу‘. Бейрут: Дар ал-Кутуб ал-‘илмиййа, 1985. 415 с.

9. Джизйа // ал-Мавсу‘а ал-фикхиййа. Т. 15. Эль- Кувейт: Визарат ал-ав-каф ва-ш-шу’ун ал-исламиййа, 1989. С. 149–207.

10. Ефремова Н. В., Ибрагим Т. К. Жизнь пророка Мухаммада. М.: Ладо-мир, 2009. 1062 с.

11. Аз-Зайла’и. Насб ар-райа ли ахадис ал-Хидайа. Т. 3. Джидда: Дар ал-Кибла / Бейрут: Му’ассасат ар-Раййан, 1997. 480, 20 с.

12. Ибн ‘Абд ал-Барр. ал-Исти‘аб фи ма‘рифат ал-асхаб. Т. 1–4 (со сквозной нумерацией). Бейрут: Дар ал-Джил, 1992. 2089 с.

13. Ибн Абу Хатим. ал-Джарх ва-т-та‘дил. Т. 4. Ч. 1. Бейрут: Дар ал-Кутуб ал-‘илмиййа. 1953. 512, 16 с.

14. Ибн Касир. Аль-Бидайа ва-н-нихайа. Т. 3. Бейрут: Дар ал-Ма‘ариф, 1990. 351 с.

15. Ибн Кутлубга. Китаб ман рава ‘ан аби-х ‘ан джидди-х. Эль-Кувейт: Мактабат аль-Му‘алля; 1988. 645 с.

16. [Ибн Маджа]. Сунан Ибн Маджа. Бейрут: Дар ал-Фикр; 2003. 1080 с.

17. Ибн Са‘д. Китаб ат-Табакат ал-кабир. Т. 1, 5. Каир: Мактабат ал-Ханджи, 2001. 445, 408 с.

18. [Ибн Хишам]. ас-Сира ан-набавиййа ли Ибн Хишам. Т. 1–2. Бейрут: Му’ассасат ‘улум ал-Кур’ан; Джидда: Дар ал-Кибла, б. г. 832, 766 с.

19. Ибрагим Т. Коранический гуманизм. М.: Медина, 2015. 576 с.

20. ал-Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 21. Бейрут: Дар Ихйа’ ат-турас ал-‘араби, 1983. 417 с.

21. [Муслим]. Сахих Муслим. Эр-Рияд: Дар ас-салям; 2000. 1488 с.

22. [ан-Навави]. Сахих Муслим би шарх ан-Навави. Т. 8. Каир: Му’ассасат Куртуба, 1994. 329 с.

23. [ат-Табари]. Тафсир ат-Табари (Джами‘ ал-байан ‘ан та’вил аи ал-Кур’ан). Т. 1, 6. Каир: Мактабат Ибн Таймиййа, б. г. 623, 640 с.

24. [ат-Табари]. Тарих ат-Табари (Тарих ар-русул ва-л-мулук). Т. 3. Каир: Дар ал-Ма‘ариф, 1969. 632 с.

25. [ат-Тирмизи]. Сунан ат-Тирмизи. Бейрут: Дар ал-Китаб ал-‘араби; 2005. 1231 с.

26. [ал-Халаби]. ас-Сира ал-халабиййа (Инсан ал-‘уйун фи сират ал-амин аль-ма’мун). Т. 2. Бейрут: Дар ал-Кутуб ал-‘ильмиййа, 2006. 590с.

27. ал-Хатиб ал-Багдади. Тарих Мадинат ас-салам (Тарих Багдад). Т. 3. Бейрут: Дар ал-Гарб ал-ислами, 2001. 735 с.

28. ал-Хо’и. Му‘джам риджал ал-хадис. Т. 17. Неджеф: Мактабат ал-Имам ал-Хо’и, 1992. 496 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ибрагим Т.К. Джизйа как постпророческий институт: хадисоведческий анализ преданий о договоре с христианами Наджрана. Ислам в современном мире. 2019;15(4):117-135. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-4-117-135

For citation: Ibrahim T.K. Jizya as a Post-Prophetic Institution: Hadithological Analysis of the Traditions of the Contract with the Christians of Najran. Islam in the modern world. 2019;15(4):117-135. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-4-117-135

Просмотров: 307

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)