Религия и культура в динамике времени
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-4-23-36
Аннотация
Вероучение ниспослано Аллахом через пророка Мухаммада, а творцом культуры на Земле является человек, созидательная деятельность которого направляется Знанием. Вера и Знание различаются в соотнесенности со Временем и сопряженными с ним переменами. Отчужденность культуры и религии, а тем более их жесткое противостояние для общества губительны. В статье говорится о возможностях плодотворного взаимодействия Веры и Знания, благодаря присущему мусульманам «представлению о жизни как о континуальном движении во времени», усвоенном ими от своего Пророка, который «мыслил категориями жизни и движения, направленного на создание новых форм поведения человечества» (М. Икбал), а также творческое использование иджтихада.
Ключевые слова
Об авторе
М. Т. СтепанянцРоссия
СТЕПАНЯНЦ Мариэтта Тиграновна — д-р филос. наук, проф., засл. деят. науки РФ, гл. науч. сотр. Сектора восточных философий.
109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
Список литературы
1. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ., под ред. В. Л. Иноземцева. М.: «Логос», 2005. 390 c.
2. Гегель. Философия истории // Соч. Т. VIII. М.; Л.: «Соцэкгиз». 1935. 468 с.
3. Стихи индийских поэтов / пер. с хинди и урду; сост. Е Челышев. М.: Художественная литература, 1956. 424 с.
4. Икбал М. Реконструкция религиозной мысли в исламе / пер. с англ., предисл. и коммент. М. Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2002. 200 с.
5. Марджани Ш. Назурат ал-хакк фи фардыййат ал-‘иша ва ин лам йагыб аш-шафак (Обозрение истины относительно обязательности вечерней молитвы, даже если к ночи не наступает темнота). Казань, 2014. (На татар. яз.).
6. Адыгамов Р. К. Проблемы исламского права в наследии Шигабутдина Марджани // Minbar. Islamic Studies. 2019. № 12(2) С. 499–510.
7. Месбах С. Х. Мотаххари и его концепция соответствия ислама и модерна // Ислам и модерн: сб. статей / пер. с перс. И. Р. Гибадулина, науч. ред. Е. А. Фролова. М.: «Садра», 2017. С. 206–234.
8. Рашиди А. Модерн и культурный фундаментализм в России и Иране // Ислам и модерн: сб. статей / пер. с перс. И. Р. Гибадулина, науч. ред. Е. А. Фролова. М.: «Садра». 2017. С. 177–205.
9. Религия и идентичность в России / сост. и отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2003. 279 с.
10. Хакимов Р. С. Сумерки империи (К вопросу о нации и государстве). Казань: Татарское книжное издательство, 1993. 87 с.
11. Марджани о татарской элите (1789–1889) / пер. со ст.-тат. и примеч. А. Н. Юзеева, И. Ф. Гимадеева. М.: Изд. дом Марджани, 2009. 116 с.
12. Beg A. The Quiet Revolution. A Factual Story of Political Betrayal in Pakistan. Karachi, 1959. 270 р.
13. Iqbal M. Islam as a Moral and Political Ideal // Thoughts and Refl ections of Iqbal. Ed. by S. A. Vahid. Lahore: Sh. Muhammad Ashraf, 1964. 381 р.
14. Iqbal M. The Reconstruction of Religious Thought in Islam. London: Oxford University Press,1934. 198 р.
15. Khan A. W. India Wins Freedom. The Other Side. Karachi: Pakistan Educational Publishers, 1961. Pp. Xv, 405.
Рецензия
Для цитирования:
Степанянц М.Т. Религия и культура в динамике времени. Ислам в современном мире. 2019;15(4):23-36. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-4-23-36
For citation:
Stepanyants M.T. Religion and Culture in Dynamics of Time. Islam in the modern world. 2019;15(4):23-36. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-4-23-36