СМЕНА ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ «ВЕЛИКОГО ДЖИХАДА» В ИСЛАМЕ


https://doi.org/10.22311/2074-1529-2017-13-1-167-182

Полный текст:


Аннотация

Сегодня актуален поиск причин меж и внутриконфессиональных конфликтов, в особенности в исламском мире. В статье осмысливаются интеллектуальные истоки внутренних противоречий в сложной системе ислама и его философии. Вывод: одной из интеллектуальных причин разногласий в исламе, способных вызвать экстремистские устремления, могут быть противоречия между иррационалистическим и рационалистическим типом мышления в теоретическом осмыслении верующими основ самого ислама. Предлагается вывести осмысление данного вероучения в ключе, который позволит мусульманину стать на позиции мировоззренческого плюрализма  и толерантности.


Об авторе

М. И. Билалов
ФБГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»
Россия

Билалов Мустафа Исаевич, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой онтологии и теории познания

 (367000, Республика Дагестан,  г. Махачкала, ул. Лёвина, 31-а)


Список литературы

1. Абдулагатов З. М. К вопросу об идеологии противодействия религиозно-политическому экстремизму // Времена. Газета в газете «Ёлдаш», 28.10.2016 г.

2. Абдулатипов Р. Г. 100 дней и день за днем во главе Дагестана. Махачкала: Дагестанский писатель, 2013. 632 с.

3. Акаев В. Х. Шейх Кунта-Хаджи Кишиев в духовной культуре чеченцев: основные вехи жизни, суть учения и его современное значение // Ислам в современном мире. 2016. Т. 12. № 1. С. 95–108.

4. Бабаев Ф. М. Джихад как феномен в исламе // Исламоведение. 2009. № 1. С. 40–49.

5. Баширов Л. А. Ислам о войне и мире // Государство, церковь, религия в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 186–202.

6. Билалов М. И. Гносеологические идеи в структуре религиозного сознания. М.: Academia, 2003. 128 с.

7. Билалов М. И. Гносеологические идеи в религиозном сознании // Вопросы философии. 2011. № 8. С. 177–180.

8. Билалов М. И. Влияние ислама и суфизма на познавательную культуру // Исламоведение. 2012. № 3. С. 23–34.

9. Билалов М. И. Онтологические и гносеологические различия суфизма и салафизма // Исламоведение. Научно-теоретический журнал. 2015. Т. 1(23). С. 61–68.

10. Гайнутдин Р. Миссия религии — открытие и познание Бога в сердце современного человека // Минарет Ислама. 2015. № 1(1). С. 24–29.

11. Гёрмез М. Главная проблема уммы сегодня // Минарет Ислама. 2015. № 1(1). С. 6–14.

12. Зорин В. Ю. Мусульмане России: реалии формирования гражданской идентичности // Ислам в современном мире. 2016. Т. 12. № 2. С. 117–126.

13. Ибрагим Т. На пути к коранической толерантности. Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2007. 288 с.

14. Ибрагим Т. Обоснование бытия Бога и Его единства в каламе // Иш-рак: Ежегодник исламской философии. 2010. № 1. С. 284–299.

15. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: «Прогресс», 1990. 368 с.

16. Мухиддин ал-Карадаги А. Политические и экономические проблемы уходят корнями в морально-нравственный кризис // Минарет Ислама. 2015. № 1(1) С. 15–19.

17. Мухиддин ал-Карадаги А. Мы и другие: Фундаментальное правоведческое исследование отношения мусульман к немусульманам (в мирное и военное время, в положении меньшинства и большинства) в свете Писания, Сунны и фикха равновесия. Махачкала: «Лотос», 2015. 272 с.

18. Сергеев М. Что такое религия? Размышление о природе религиозного опыта // Вестник РФО. 2003. № 4. С. 119–123.

19. Смирнов А. В. Классический ислам и современный Дагестан: как можно сегодня прочитывать исламское наследие // Проблемы российского самосознания: историческая память народа. Материалы 12-й Всероссийской конференции. Москва–Махачкала, апрель 2015 г. М.; Махачкала: Дельта-пресс, 2015. С. 43–53.

20. Смирнов А. В. Является ли универсальность философского разума стереотипом? // Философия в диалоге культур: материалы Всемирного дня философии. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 96–101.

21. Степанянц М. Т. Роль диалога культур в идентификационных процессах в постсоветской России // Мировые религии в контексте современной культуры: Новые перспективы диалога и взаимопонимания. Христианство и ислам в контексте современной культуры: Новые перспективы диалога и взаимопонимания в Российской Федерации и Восточной Европе, в Центральной Азии и на Кавказе. СПб., 2011. С. 38–46.

22. Фролова Е. А. Арабское «возрождение» как проект модернизации // Вопросы философии. 2013. № 5. С. 11–18.

23. Фролова Е. А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность: учебное пособие. М., 2006. 199 с.

24. Хайретдинов М. З. Джихад сквозь призму современной эпохи. М.: Медина, 2014. 150 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Билалов М.И. СМЕНА ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ «ВЕЛИКОГО ДЖИХАДА» В ИСЛАМЕ. Ислам в современном мире. 2017;13(1):167-182. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2017-13-1-167-182

For citation: Bilalov M.I. CHANGE IN THINKING IN THE PROCESS OF THE «GREAT JIHAD» IN ISLAM. Islam in the modern world. 2017;13(1):167-182. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2017-13-1-167-182

Просмотров: 193

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)