«КАК БОЛЬШЕВИКИ ПРОИГРАЛИ АНТИРЕЛИГИОЗНУЮ БОРЬБУ»: КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И МУСУЛЬМАНЕ СИМБИРСКОЙ/ УЛЬЯНОВСКОЙ ГУБЕРНИИ
https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-2-35-44
Аннотация
В предлагаемой статье рассматривается антирелигиозная пропаганда и агитация среди нерусского мусульманского населения Симбирской/Ульяновской губернии в 1920-х гг. в рамках конфессиональной политики Советского государства. Статья написана на основе партийных делопроизводственных документов Государственного архива Новейшей истории Ульяновской области. Государству и партии не удалось добиться серьезных успехов в насаждении атеистического мировоззрения среди татар-мусульман. В связи с этим использование силовых методов подавления религии на рубеже 1920–1930-х гг. носило вынужденный и закономерный характер. Закономерный – в связи с глобальным социальным переустройством общества и ликвидацией традиционных основ жизни в ходе коллективизации; вынужденный – был связан с провалом антирелигиозной работы и пропаганды в 1920-х гг. на местах.
Об авторе
А. В. КобзевРоссия
кандидат исторических наук, доцент
Список литературы
1. Андреева Л. А. «Православный строй» и коммунистический режим // Общественные науки и современность. — 2010. — № 6. — С. 105–114.
2. Бобровников В. О. Шариатские суды и правовой плюрализм в Советском Дагестане // Этнографическое обозрение. — 2001. — № 3. — С. 77–91.
3. Гусева Ю. Н. История татарских сельских общин Нижегородской области в XX веке (1901–1985 гг.). — Нижний Новгород. — 2003. — 275 с.
4. Далгатов А. Г., Сулаев И. Х. Борьба против влияния мусульманского духовенства в Дагестане в 1920–1930 гг. // Вопросы истории. — 2010. — № 6. — С. 77–85.
5. Игнатов А. Отрицание и имитация: две стороны коммунистического отношения к религии // Вопросы философии. — 2001. — № 4. — С. 25–30.
6. Мухаметзянов А. А., Миннуллин И. Р. Трансформация институтов мусульманской общины Татарстана (1920–1930-е гг.). — Нижний Новгород. — 2008. — 148 с.
7. Набиев Р. А. Ислам и государство: культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. — Казань. — 2002. — 244 с.
8. Рыклин М. Коммунизм как религия: Интеллектуалы и Октябрьская революция. — М. — 2009. — 136 с.
9. Семененко-Басин И. В. Символы российского православия и советской «политической религии» // Общественные науки и современность. — 2008. — № 4. — С. 125–131.
10. Сулаев И. Х. Государство и мусульманское духовенство в Дагестане 1920–1930-х гг.: из истории отношений // Российская история. — 2007. — № 6. — С. 144–155.
Рецензия
Для цитирования:
Кобзев А.В. «КАК БОЛЬШЕВИКИ ПРОИГРАЛИ АНТИРЕЛИГИОЗНУЮ БОРЬБУ»: КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И МУСУЛЬМАНЕ СИМБИРСКОЙ/ УЛЬЯНОВСКОЙ ГУБЕРНИИ. Ислам в современном мире. 2015;11(2):35-44. https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-2-35-44
For citation:
Kobzev A.W. «HOW BOLSHEVIKS LOST ANTI-RELIGIOUS FIGHT»: RELIGIOS POLITICS OF THE SOVIET STATE AND THE MUSLIMS OF SIMBIRSK/ULYANOVSK PROVINCE. Islam in the modern world. 2015;11(2):35-44. (In Russ.) https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-2-35-44