«КАК БОЛЬШЕВИКИ ПРОИГРАЛИ АНТИРЕЛИГИОЗНУЮ БОРЬБУ»: КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И МУСУЛЬМАНЕ СИМБИРСКОЙ/ УЛЬЯНОВСКОЙ ГУБЕРНИИ


https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-2-35-44

Полный текст:


Аннотация

В предлагаемой статье рассматривается антирелигиозная пропаганда и агитация среди нерусского мусульманского населения Симбирской/Ульяновской губернии в 1920-х гг. в рамках конфессиональной политики Советского государства. Статья написана на основе партийных делопроизводственных документов Государственного архива Новейшей истории Ульяновской области. Государству и партии не удалось добиться серьезных успехов в насаждении атеистического мировоззрения среди татар-мусульман. В связи с этим использование силовых методов подавления религии на рубеже 1920–1930-х гг. носило вынужденный и закономерный характер. Закономерный – в связи с глобальным социальным переустройством общества и ликвидацией традиционных основ жизни в ходе коллективизации; вынужденный – был связан с провалом антирелигиозной работы и пропаганды в 1920-х гг. на местах.


Об авторе

А. В. Кобзев
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (432700, г. Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4)
Россия
кандидат исторических наук, доцент


Список литературы

1. Андреева Л. А. «Православный строй» и коммунистический режим // Общественные науки и современность. — 2010. — № 6. — С. 105–114.

2. Бобровников В. О. Шариатские суды и правовой плюрализм в Советском Дагестане // Этнографическое обозрение. — 2001. — № 3. — С. 77–91.

3. Гусева Ю. Н. История татарских сельских общин Нижегородской области в XX веке (1901–1985 гг.). — Нижний Новгород. — 2003. — 275 с.

4. Далгатов А. Г., Сулаев И. Х. Борьба против влияния мусульманского духовенства в Дагестане в 1920–1930 гг. // Вопросы истории. — 2010. — № 6. — С. 77–85.

5. Игнатов А. Отрицание и имитация: две стороны коммунистического отношения к религии // Вопросы философии. — 2001. — № 4. — С. 25–30.

6. Мухаметзянов А. А., Миннуллин И. Р. Трансформация институтов мусульманской общины Татарстана (1920–1930-е гг.). — Нижний Новгород. — 2008. — 148 с.

7. Набиев Р. А. Ислам и государство: культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. — Казань. — 2002. — 244 с.

8. Рыклин М. Коммунизм как религия: Интеллектуалы и Октябрьская революция. — М. — 2009. — 136 с.

9. Семененко-Басин И. В. Символы российского православия и советской «политической религии» // Общественные науки и современность. — 2008. — № 4. — С. 125–131.

10. Сулаев И. Х. Государство и мусульманское духовенство в Дагестане 1920–1930-х гг.: из истории отношений // Российская история. — 2007. — № 6. — С. 144–155.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кобзев А.В. «КАК БОЛЬШЕВИКИ ПРОИГРАЛИ АНТИРЕЛИГИОЗНУЮ БОРЬБУ»: КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И МУСУЛЬМАНЕ СИМБИРСКОЙ/ УЛЬЯНОВСКОЙ ГУБЕРНИИ. Ислам в современном мире. 2015;11(2):35-44. https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-2-35-44

For citation: Kobzev A.W. «HOW BOLSHEVIKS LOST ANTI-RELIGIOUS FIGHT»: RELIGIOS POLITICS OF THE SOVIET STATE AND THE MUSLIMS OF SIMBIRSK/ULYANOVSK PROVINCE. Islam in the modern world. 2015;11(2):35-44. (In Russ.) https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-2-35-44

Просмотров: 355

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)