«КАК БОЛЬШЕВИКИ ПРОИГРАЛИ АНТИРЕЛИГИОЗНУЮ БОРЬБУ»: КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И МУСУЛЬМАНЕ СИМБИРСКОЙ/ УЛЬЯНОВСКОЙ ГУБЕРНИИ
https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-2-35-44
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
В предлагаемой статье рассматривается антирелигиозная пропаганда и агитация среди нерусского мусульманского населения Симбирской/Ульяновской губернии в 1920-х гг. в рамках конфессиональной политики Советского государства. Статья написана на основе партийных делопроизводственных документов Государственного архива Новейшей истории Ульяновской области. Государству и партии не удалось добиться серьезных успехов в насаждении атеистического мировоззрения среди татар-мусульман. В связи с этим использование силовых методов подавления религии на рубеже 1920–1930-х гг. носило вынужденный и закономерный характер. Закономерный – в связи с глобальным социальным переустройством общества и ликвидацией традиционных основ жизни в ходе коллективизации; вынужденный – был связан с провалом антирелигиозной работы и пропаганды в 1920-х гг. на местах.
Об авторе
А. В. КобзевРоссия
кандидат исторических наук, доцент
Список литературы
1. Андреева Л. А. «Православный строй» и коммунистический режим // Общественные науки и современность. - 2010. - № 6. - С. 105-114.
2. Бобровников В. О. Шариатские суды и правовой плюрализм в Советском Дагестане // Этнографическое обозрение. - 2001. - № 3. - С. 77-91.
3. Гусева Ю. Н. История татарских сельских общин Нижегородской области в XX веке (1901-1985 гг.). - Нижний Новгород. - 2003. - 275 с.
4. Далгатов А. Г., Сулаев И. Х. Борьба против влияния мусульманского духовенства в Дагестане в 1920-1930 гг. // Вопросы истории. - 2010. - № 6. - С. 77-85.
5. Игнатов А. Отрицание и имитация: две стороны коммунистического отношения к религии // Вопросы философии. - 2001. - № 4. - С. 25-30.
6. Мухаметзянов А. А., Миннуллин И. Р. Трансформация институтов мусульманской общины Татарстана (1920-1930-е гг.). - Нижний Новгород. - 2008. - 148 с.
7. Набиев Р. А. Ислам и государство: культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. - Казань. - 2002. - 244 с.
8. Рыклин М. Коммунизм как религия: Интеллектуалы и Октябрьская революция. - М. - 2009. - 136 с.
9. Семененко-Басин И. В. Символы российского православия и советской «политической религии» // Общественные науки и современность. - 2008. - № 4. - С. 125-131.
10. Сулаев И. Х. Государство и мусульманское духовенство в Дагестане 1920-1930-х гг.: из истории отношений // Российская история. - 2007. - № 6. - С. 144-155.
Рецензия
Для цитирования:
Кобзев А.В. «КАК БОЛЬШЕВИКИ ПРОИГРАЛИ АНТИРЕЛИГИОЗНУЮ БОРЬБУ»: КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И МУСУЛЬМАНЕ СИМБИРСКОЙ/ УЛЬЯНОВСКОЙ ГУБЕРНИИ. Ислам в современном мире. 2015;11(2):35-44. https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-2-35-44
For citation:
Kobzev A.W. «HOW BOLSHEVIKS LOST ANTI-RELIGIOUS FIGHT»: RELIGIOS POLITICS OF THE SOVIET STATE AND THE MUSLIMS OF SIMBIRSK/ULYANOVSK PROVINCE. Islam in the modern world. 2015;11(2):35-44. (In Russ.) https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-2-35-44
ISSN 2618-7221 (Online)