ТАТАРСКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ РЕФОРМАТОРСТВО (ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ)
https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-2-25-34
Аннотация
В настоящей статье используется широкое значение термина «религиозная реформация» (христианская) применительно к тем же процессам, которые происходят в мусульманском мире в целом и в Татарстане в частности. Мусульманское реформаторство ставило перед собой цель реформировать религиозное сознание верующих, формально не затрагивая ислам как определенную систему догм, тогда как западная реформация догматику затрагивала по существу. Татарское религиозное реформаторство прошло в своем развитии два этапа: этап становления, отраженный в творчестве первых реформаторов А. Утызмяни (1754–1834) и А. Курсави (1776–1812), и реформаторство Нового и Новейшего времени, связанное с наследием Ш. Марджани (1818–1889), Р. Фахраддина (1859– 1936), М. Биги (1875–1949) и З. Камали (1873–1942)
Об авторе
А. Н. ЮзеевРоссия
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин
Список литературы
1. Биги М. Рахмат илахия бурханнары. — Оренбург. — 1911.
2. Биги М. Каваид фикхия. — Казань. — 1910.
3. Икбал М. Реконструкция религиозной мысли в исламе. — М. — 2003.
4. Камали З. Фальсафа итикадия. — Уфа. — 1910. — Ч. 1.
5. Курсави А. Китаб ал-иршад ли-л-ибад. — Казань. — 1902.
6. Марджани Ш. Назурат ал-хакк. — Казань. — 1870.
7. Марджани Ш. Мукаддима. — Казань. — 1883.
8. Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике. — М.: Наука. — 1982. — 248 с.
9. Утыз-Имяни ал-Болгари. Шигырълэр, поэмалар. — Казань. — 1986.
10. Фахраддин Р. Дини ва иджтимаи масалалар. — Оренбург. — 1914.
11. Юзеев А. Н. Философская мысль татарского народа. — Казань: Татарское книжное издательство. — 2007. — 214 с.
Рецензия
Для цитирования:
Юзеев А.Н. ТАТАРСКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ РЕФОРМАТОРСТВО (ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ). Ислам в современном мире. 2015;11(2):25-34. https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-2-25-34
For citation:
Youzeev A.N. TATAR RELIGIOUS REFORMISM (COMMON FEATURES AND SPECIFICS). Islam in the modern world. 2015;11(2):25-34. (In Russ.) https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-2-25-34