МУСУЛЬМАНСКАЯ МЫСЛЬ ПОСЛЕ МУСЫ БИГИЕВА: В ПОИСКАХ СИНТЕЗА КОРАНИЧЕСКОГО ОТКРОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕНДОВ


https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-2-15-24

Полный текст:


Аннотация

Автор развивает идею известного татарского теолога Мусы Бигиева о том, что ислам является религией разумной веры. Анализируются коранические призывы к рациональному познанию мира, рассматривается прошлое мусульманской мысли и философии. Отталкиваясь от того, что современная мусульманская мысль пребывает в кризисе, делается попытка наметить пути для преодоления кризисного состояния. Намечается программа осмысления современности с позиций коранического откровения. Выделяются следующие темы первостепенной важности: вопрос о релевантности мусульманской философии, классическая проблематика метафизики и антропологии, вопрос о единстве и многообразии человечества, вопрос о религиозном многообразии, проблема толерантности и эмансипации. Для каждой темы намечаются ориентиры, позволяющие синтезировать кораниче- ское откровение и современные тренды. Делается вывод о том, что пренебрежение представленными проблемами может означать игнорирование коранического призыва к разумной вере, то есть игнорирование божьего призыва ко всем людям.


Об авторе

Р. И. Гайнутдин
Московский исламский институт (Москва, проезд Кирова, д. 12)
Россия
канд. филос. н., председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации, председатель Совета муфтиев России


Список литературы

1. Бигиев М. Дж. Избранные труды. В 2-х томах. Т. 1 / Пер. с осман. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. — 336 с. На русск. яз.

2. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада / Пер. с англ. А. Башкирова [Patrick J. Buchanan — The Death of the West] М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.) — 444 с.

3. Ибрагим Т. К. Коранический гуманизм. Толерантно-плюралистские установки. М.: ИД «Медина», 2015. — 576 с.

4. Кулиев Э. Р. Коран. Смысловой перевод и комментарии Э. Р. Кулиева — М.: Умма, 2003.

5. Смирнов А. В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). — М.: Наука; Издательская фирма «Восточная литература», 1993. — 328 с.

6. Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века / Пер. с англ. М. Маршака и А. Лазарева; науч. ред. Б. Фаликов. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 536 с.

7. Хатами М. Ислам, диалог и гражданское общество. М.: РОССПЭН, 2001. — 240 с.

8. Nasr S. H. Islam in the Modern World: Challenged by the West, Threatened by Fundamentalism, Keeping Faith with Tradition. HarperOne, 2011. Pp. 496.

9. Pazouki Sh. The East of Suhrawardī and the West of Heidegger: A Comparative Study of Heidegger and Suhrawardī’s Views on the Ancient Greek Philosophers // Эшотс Я. (ред.). Ишрак: ежегодник исламской философии: 2011. № 2; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook: 2011. No 2. — М.: Вост. лит., 2011. С. 98–104.

10. Ramadan T. Islam, the West and the Challenges of Modernity. Leicester: The Islamic Foundation, 2001. Pp. 352.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гайнутдин Р.И. МУСУЛЬМАНСКАЯ МЫСЛЬ ПОСЛЕ МУСЫ БИГИЕВА: В ПОИСКАХ СИНТЕЗА КОРАНИЧЕСКОГО ОТКРОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕНДОВ. Ислам в современном мире. 2015;11(2):15-24. https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-2-15-24

For citation: Gaynutdin R.I. MUSLIM THOUGHT AFTER MUSA BIGIYEV: SEARCHING FOR A SYNTHESIS OF THE QUR’ANIC REVELATION AND MODERN TRENDS. Islam in the modern world. 2015;11(2):15-24. (In Russ.) https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-2-15-24

Просмотров: 288

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)