Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск

Исследование джадидизма в советской и российской историографии

https://doi.org/10.22311/2074-1529-2023-19-4-121-140

Аннотация

В статье делается обзор истории изучения мусульманского реформаторства, известного в научной литературе как джадидизм, в работах советских и российских исследователей. Вначале этот термин подразумевал только реформу исламского образования, но в дальнейшем стал пониматься как более широкое движение «мусульманского просветительства», направленного на реформу всего мусульманского общества. Начало изучению истории джадидизма в России было положено в 1920-е гг., когда под этим движением понимался постепенный перелом в культурной жизни мусульман, направленный на ее переустройство согласно новым потребностям. В 1930-е гг. советские ученые рассматривали это явление сквозь призму марксистского формационного подхода. В послевоенные годы советские историки и обществоведы писали о джадидизме критически. В годы хрущевской «оттепели» они пытались пересмотреть суть джадидизма в социалистическом контексте исторических исследований через повторное толкование ислама в качестве конкретного татарского национального культурного наследия, получившего название «мирасизм». Новый этап российской историографии в вопросах джадидизма начался в постсоветский период, когда джадидизм стал рассматриваться как общественное движение российских мусульман, направленное на формирование нации европейского типа. В целом можно сказать, что исследования в области российской и советской историографии, посвященные истории джадидизма в Крыму, Волго-Уральском регионе, Центральной Азии и на Кавказе, отличают разные методологические и концептуальные подходы. При этом работы по истории джадидского движения в Волго- Уральском регионе носят более полный характер. Несмотря на то, что единого понимания феномена джадидизма среди ученых Волго-Уральского региона нет, тем не менее представителями разных дисциплин — историками, филологами, исламоведами — проделана большая работа по изучению данного вопроса. В этом отношении история мусульманского реформаторства на Северном Кавказе, в частности в Дагестане, практически не изучена. Равно как нет и специальной работы по этому региону.

Об авторах

Ш. Ш. Шихалиев
Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН
Россия

ШИХАЛИЕВ Шамиль Шихалиевич — канд. ист. наук, вед. науч. сотр.

367030,Республика Дагестан, Махачкала, ул. Ярагского, д. 75



А. Р. Наврузов
Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН
Россия

НАВРУЗОВ Амир Рамазанович — канд. ист. наук, вед. науч. сотр.

367030,Республика Дагестан, Махачкала, ул. Ярагского, д. 75



Список литературы

1. Абд ар-Рахим Утыз Имяни. Жемчужины разъяснений / пер. с араб., предисл., закл. и примеч. Р. Адыгамова. Казань: Иман. 2003. 64 с.

2. Абдирашидов З. И. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века: связи — отношения — влияние. Ташкент: Академнашр, 2011. 384 с.

3. Абдуллаев М. А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. М., 1968. 334 с.

4. Абдуллин Я. Г. Татарская просветительская мысль. Казань, 1976. — 160c.

5. Шихаб ад-дин ал-Марджани Ш. Истина вероучения (Хакк аль-‘акыйда) // Minbar. Islamic Studies. 2009. Т. 2. № 1. С. 125–129.

6. Адыгамов Р. К. Габдрахим Утыз-Имяни. Казань, 2005. 233 с.

7. Алексеев И. Л. Ислам в общественно-политической жизни России (XIX — начало XX в.): дис. … канд. ист. наук. М.: [б. и.], 2002. 236 л.

8. Аршаруни А., Габидуллин Х. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М.: Безбожник, 1931. 141 с.

9. Байбулатова Л. Ф. «Асар» Ризы Фахреддина: источниковая основа и значение свода. Казань: Татарское книжное издательство, 2006. 174 с.

10. Бустанов А. К., Кемпер М. Мирасизм в татарской среде: трансформация исламского наследия в татарское просветительство // Ars Islamica: в честь Станислава Михайловича Прозорова / сост. и ответ. ред. М. Б. Пиотровский и А. К. Аликберов. М.: Наука-Восточная литература, 2016. С. 729–745.

11. Валидов Дж. Очерки истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.). М.–Пг., 1923. 143 c.

12. Габделгаллям Фаизханов. Мухаррик аль-афкар («Двигатель мыслей») / пер. с тат. И. Ф. Гимадеев; вступ. сл. Г. С. Закиров; отв. ред. Д. В. Мухетдинов. Н. Новгород: Махинур, 2006. 64 с.

13. Зыяэтдин Камали. Философия ислама: в 2 т. / пер., вст. сл., примеч. и коммент. Л. Алмазовой. Казань: Татарское книж. изд-во, 2010. Т. 1. Ч. 1. 319 с.

14. Исмаил Гаспринский. Историко-документальный сборник / сост. С. Рахимов. Казань: Жыен, 2006. 544 с.

15. История общественно-культурного реформаторства на Кавказе и в Центральной Азии (XIX — начало XX в.) / под ред. Д. Алимовой и И. Багировой. Самарканд: «МИЦАИ», 2012. 335 с.

16. Исхаков Д. М. Феномен татарского джадидизма: введение к социо-культурному осмыслению. Казань: Иман, 1997. 80 с.

17. Кемпер М. Ислам как общенациональное культурное наследие в послесталинском Дагестане: из иджтихада в Просвещение // История, археология и этнография Кавказа. 2018. Т. 14. № 2. С. 128–143.

18. Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане (1789– 1889). Исламский дискурс под русским господством. Казань: Российский исламский университет, 2008. 656 с.

19. Крачковский И. Ю. Дагестан и Йемен // Избранные сочинения: в 6 т. М.–Л., 1960. Т. VI. C. 574–584.

20. Марджани о татарской элите (1789–1889) / пер. со старотат. и примечания А. Н. Юзеева и И. Ф. Гимадеева; отв. ред. И. Л. Алексеев. М.: ИД «Марджани», 2009. 128 с.

21. Марджани Ш. Зрелая мудрость в разъяснении догматов ан-Насафи (Китаб ал-Хикма ал-балига ал-джаниййа фи шарх ал-‘акаид ал-хана-фиййа) / пер. с араб. Д. А. Шагавиева. Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. 479 с.

22. Марджани Ш. Извлечение вестей о состоянии Казани и Булгара. (Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар). Ч. I / пер. со старота-тар. Р. К. Адыгамова. Казань: Фэн, 2005. 255 с.

23. Муса Джаруллах Бигиев. Основы реформ / вступ. ст., пер. с татар. и примеч. И. Ф. Гимадеева // Pax Islamica. 2008. № . 1. С. 32–44.

24. Мухаметшин Р. М. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в ХХ веке. Казань: Татарское книжное изд-во, 2005. 246 с.

25. Фаизханов Хусаин. Реформа медресе («Ислах мадарис»). Санкт Петербург, 1862 г. / пер. И. Ф. Гимадеева // Реформа образования: татары Ниже-городчины и мусульманский мир России: сборник работ и статей по исламскому образованию. / сост. и отв. ред. Д. В. Мухетдинов. Н. Нов-город: «Медина», 2008. С. 5–19.

26. Хабутдинов А. Ю. История Оренбургского магометанского духовного собрания (1788–1917): институты, идеи, люди. М. — Н. Новгород: «Медина», 2010. 207 с.

27. Хабутдинов А. Ю. От общины к нации: татары на пути от Средневековья к Новому времени (конец XVIII — начало XX в.). Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. 214 с.

28. Хабутдинов А. Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII — начале XX веков. Казань: Идел-пресс, 2001. 383 с.

29. Хайрутдинов А. Г. Муса Джаруллах Бигиев. Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2005. 180 с.

30. Хасавнех А. А. Ахметзян Тубыли. Жизнь и творчество татарского поэта-суфия XIX века. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 206 с.

31. Хасан ал-Алкадари. Асар-и Дагистан. СПб., 1894. 255 с.

32. Шагавиев Д. А. Татарская богословско-философская мысль (XIX — нач. XX в.): курс лекций. Казань: Институт истории АН РТ, 2008. 168 с.

33. Шихсаидов А. Р. Ал-Кудуки // Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 2. М.: Восточная литература, 1999. С. 51–52.

34. Юзеев А. Философская мысль татарского народа. Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. 214 с.

35. Юзеев А. Н., Мухетдинов Д. В. Хусаин Фаизхан — первый татарский просветитель. Н. Новгород: ИД «Медина», 2011. 274 с.

36. Bustanov Alfrid, Kemper Michael. From Mirasism to Euro-Islam: The Translation of Islamic Legal Debates into Tatar Secular Cultural Heritage // Islamic authority and the Russian language: studies on texts from European Russia, the North Caucasus and West Siberia, ed. by M. Kemper and A. Bustanov. Amsterdam: Pegasus, 2012. Pp. 29–53.

37. Dudoignon Stephane A. Djadidisme, mirasisme, islamisme // Cahiers du Monde Russe, 37 (1–2), 1996. Рp. 13–40.

38. Gould Rebecca. Ijtihād Against Madhhab: Legal Hybridity and the Meanings of Modernity in Early Modern Daghestan // Comparative Studies in Society and History. 2015. No. 57(1). Pp. 35–66.

39. Ibrahim Abd al-Rashid. A Diary from Böğrüdelik / Introduction, facsimile and the typed Arabic text by Alfrid Bustanov, the modern Tatar translation by Daniiar Gyilmetdinov. Kazan, 2013. 194 p.

40. Kanlidere Ahmed. Reform within Islam: The Tajdid and Jadid Movements among the Kazan Tatars 1809–1917. Conciliation or confl ict? Istanbul, 1997. 200 p.

41. Kemper Michael. The Soviet Discourse on the Origin and Class Character of Islam, 1923–1933 // Die Welt des Islams. 2009. No. 49(1). Pp. 1–48.

42. Kemper Michael. Ijtihad into philosophy: Islam as cultural heritage in post-Stalinist Daghestan // Central Asian Survey. 2014. Vol. 33. No. 3. Pp. 390–404.

43. Lazzerini Edward J. Gadidism at the Turn of the Twentieth Century: A View from Within // Cahiers du Monde Russe et sovietique. 1975. XVI(2). Pp. 245–277.

44. Noack Christian. Muslimischer Nationalismus im Russischen Reich: Nationsbildung und Nationalbewegung bei Tataren und Baschkiren, 1861– 1917. Stuttgart, 2000. 614 p.

45. Repgen Konrad. Reform // Hans J. Hillerbrand (ed.) The Oxford Encyclopedia of the Reformation. New York; Oxford: Oxford University Press. 1996. Vol. 3. Pp. 398.


Рецензия

Для цитирования:


Шихалиев Ш.Ш., Наврузов А.Р. Исследование джадидизма в советской и российской историографии. Ислам в современном мире. 2023;19(4):121-140. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2023-19-4-121-140

For citation:


Shihaliyev Sh.Sh., Navruzov A.R. The Study of Jadidism in Soviet and Russian Historiography. Islam in the modern world. 2023;19(4):121-140. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2023-19-4-121-140

Просмотров: 247


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)