Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск

Рецензируемый научный журнал

Ислам в современном мире" издается с 2005 г. Выходит 4 раза в год.

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий,
в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук, сформированный Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, по отраслям науки в соответствии с Номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени:

5.5.1.      История и теория политики,   
5.5.2.      Политические институты, процессы, технологии,
5.6.4.      Этнология, антропология и этнография,
5.11.1.    Теоретическая теология 
(по исследовательскому направлению: ислам), 
5.11.2.    Историческая теология 
(по исследовательскому направлению: ислам),
5.11.3.    Практическая теология
(по исследовательскому направлению: ислам).

Журнал способствует академическому и критическому анализу исторических, политических и теологических (богословских) аспектов развития ислама и мусульманского общества. Издание активно участвует в теоретических и эмпирических исследованиях и тем самым содействует критическому пониманию сложной природы идей и исламских ценностей, социальных конфигураций и материальных реалий, характерных для мусульманских обществ в современном мире.

Публикуемые материалы проходят процедуру рецензирования и экспертного отбора. Редколлегия журнала руководствуется нормами и международными стандартами; установленными Комитетом по этике публикаций Commitee on Publication Ethics (COPE).

Журнал индексируется российских и иностранных библиографических, реферативных и полнотекстовых базах данных (РИНЦ, ВИНИТИ РАН, РГБ, Ulrichsweb, East View и др.). Адрес страницы журнала в научной электронной библиотеке Elibrary.ry – http://elibrary.ru/title_about.asp?id=32009

Распространяется по подписке во всех регионах России и за рубежом.
Подписной индекс 94107 в Объединенном каталоге «Пресса России» и в электронном каталоге «Российская периодика» в сети Internet (www.arpk.org).

Формат 70х100 1/16. Тираж 1000 экз. В розницу — цена свободная.

Печатное СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).  Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77 - 65168 от 28.03.2016. 

Предложение (публичная оферта) услуг по подписке на журнал «Ислам в современном мире»
Скачать бланк квитанции для оплаты  подписки.

 

 

Текущий выпуск

Том 21, № 1 (2025)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ИСЛАМА В РОССИИ

23-48 106
Аннотация

Данная статья посвящена крайне важной, но малоизученной странице истории бытования текста Корана Екатерининским Коранам. Речь идет о петербу ргских изданиях Корана 1787–1797 гг., вышедших в «Азиатской типографии» И. К. Шнора. Екатерининские Кораны — первые в истории печатные издания Корана, созданные непосредственно самими мусульманами в соответствии с исламскими нормами и традициями. Именно от Екатерининских Коранов происходят знаменитые Казанские Кораны, выпускавшиеся в XIX в., распространившиеся по всему миру и сыгравшие особую роль в продвижении текста Корана. Исследование построено на комплексном анализе широкого круга источников. Статью сопровождают данные о современных проектах в области популяризации петербургских изданий Корана в России и мире, а также приложение о результатах выполненного по заказу Издательского дома «Медина» международного исследования экземпляра Корана от 1787 г., которое открывает новую веху в изучении Екатерининских Коранов.

49-72 72
Аннотация

Типографское издание арабского текста Корана в России началось в правление Екатерины II. До недавнего времени в российских собраниях были известны только два экземпляра этих изданий, хранящиеся в Российской национальной библиотеке. В 2019 году обнаружен ещё один экземпляр в собрании музея- заповедника «Казанский Кремль». Этот вариант издания отличается от экземпляров РНБ оформлением первого разворота текста, использованием бумаги с контрамарками, содержащими две даты отлива бумаги (1793 и 1794). Кроме того, этот экземпляр представляет собой редкий пример книги с датированной 1799 годом записью об условиях передачи Корана в вакф (дар / неотчуждаемую собственность) мечети аула Шариф. Дата отлива бумаги и дата вакфа определяют период, в течение которого издание было осуществлено. Статья посвящена описанию этого экземпляра.

73-92 69
Аннотация

Статья посвящена роли духовенства в развитии мусульманской прессы в России в конце XIX — начале XX вв. Несмотря на то, что пресса в целом рассматривается как светский феномен Нового времени, важную роль в производстве российской мусульманской периодики на рубеже XIX– XX вв. сыграли улемы, которые участвовали в ее создании от первых газет, выходивших в Закавказье в 1870-е гг., до печатных изданий, закрытых уже при Советском режиме летом 1918 г. Высокий уровень квалификации улемов проявился не только в религиозной деятельности, но и в обеспечении качественной работы органов печати. В данной статье мы исследуем газеты «Нур» и «Иттифак» как издания, которые уделяли внимание не только проблемам, затрагивающим непосредственно жизнь духовенства, но и проблемам, касающиеся всех членов мусульманской уммы России. 

93-114 63
Аннотация

В настоящей статье рассказывается о том, как в начале XIX в. татары Татарской слободы, располагавшейся в районе Замоскворечья, будучи коренными жителями Москвы, предпринимали попытки записаться в купечество, чтобы иметь соответствующий сословный статус, дающий формальные основания оставаться горожанами. Однако Купеческое общество без каких-либо законных причин многократно отказывало им в этом, ссылаясь на исповедание ими ислама. В итоге Татарская слобода волевым решением была причислена к крестьянской Троице- Голенищевской волости, располагавшейся в Подмосковье. В статье впервые вводятся в научный оборот документы Центрального государственного архива Москвы с данными VI, VII и VIII ревизий (1811, 1816 и 1834 гг.) по Татарской слободе, а также ведомость 1815 г., составленная по требованию Духовной консистории для открытия учебного класса татарского языка с целью религиозного миссионерства. 

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ИСЛАМЕ

117-134 168
Аннотация

В статье рассматривается пример иджтихада Мусы Джаруллаха Бигиева, заключающийся в критическом религиозно- философском анализе и деконструкции средневековых правовых основ института рабовладения в мусульманском праве. В основе излагаемого в статье материала лежат разъяснения М. Бигиева по данной проблеме, представленные им в 1910 г. на страницах фундаментальной правоведческой работы «Кава‘ид фикхиййа» («Правила фикха»). Статья также знакомит с историей возникновения рабовладения в изложении Бигиева, а также с айатами Корана и хадисами, которые он, выступая в качестве приверженца фундаментальных ценностей ислама, приводит для обоснования нелегитимности института рабовладения. Данное явление Бигиев считал открыто противоречащим праву личной свободы индивида. Это право он ввел как правовую категорию в понятийное поле исламской юриспруденции, представив в качестве одной из сущностных задач шариата. Методика разбора Бигиевым устоявшихся правовых положений с целью их делегитимации являет собой пример деконструкции, опередивший разработку и признание данного понятия современной наукой на Западе и взятие его на вооружение мыслителями мусульманского Востока. Представленный материал вводится в научный оборот впервые. 

135-150 76
Аннотация

Современная эпоха ставит перед мусульманским сообществом вызовы, которые невозможно преодолеть без новых методик и их практического применения в системе исламского образования. В том числе это подразумевает обновление (тадждид) образовательных программ большинства исламских дисциплин, включая такие предметы как акида и тафсир. Акида является одним из важнейших элементов мусульманского мировоззрения, образовавшем особое направление в исламской теологии. Эта дисциплина является ключевой, поскольку затрагивает идеологию, то есть внутренний мир человека. Однако ее изучение часто сводится к формальному прохождению тех или иных принципов, причем нередко в рамках одной вероучительной школы, которая, к тому же, порой выставляется в качестве «единственно верной». Что касается тафсира, то он также является одной из базовых теологических дисциплин в системе мусульманского образования. Однако в большинстве своем изучение тафсира основывается на средневековых трудах, которые в некоторой степени не отвечают современным реалиям. Тогда как новые идеи и мысли, в том числе базирующиеся на современных научных религиоведческих знаниях, остаются без должного внимания.

151-170 67
Аннотация

Статья посвящена анализу политических идей двух выдающихся исламских мыслителей средневековья, Абу ал- Хасана ал- Маварди и Низам ал- Мулка, представленных в их трудах Ал- Ахкам ас-cултаниййа ва-л-вилайат ад- диниййа («Законы власти и религиозное правление») и Сийасет-намэ («Книга о правлении») соответственно. Эти произведения являются ключевыми для понимания исламской политической философии и принципов управления государством в средневековом исламском мире. Основная цель исследования — сравнить политические концепции ал- Маварди и Низам ал- Мулка, выявить их сходства и различия, а также оценить их вклад в развитие исламской политической мысли. В работе рассматриваются центральные идеи ал- Маварди, такие как роль халифа, значение шуры и принципы справедливого управления, а также подход Низама ал- Мулка, затрагивающий практические аспекты государственного управления, включая роль визиря и необходимость сильной централизованной власти. Несмотря на различия, теоретическую направленность труда ал- Маварди и практическую трактата Низам ал- Мулка, оба автора подчеркивают важность справедливости, нравственности и религиозных основ в управлении государством. 

ИСЛАМ Н А ПОСТСОВЕТСКОМ П РОСТРАНСТВЕ

173-196 73
Аннотация

Статья повествует об истории мечетей на территории Республики Абхазия. На основании обширного источникового и историографического материала автор приходит к выводу об ошибочности ряда распространенных в истории и этнографии мнений о бытовании ислама в абхазском обществе. В частности, неправильным видится мнение о поверхностном, элитарном и/или локальном распространении ислама в Абхазии. Напротив, география мечетей и, соответственно, вовлеченность широких слоев населения — как аристократов, так и простых представителей абхазского общества, свободных крестьян — в мусульманскую молитвенную практику свидетельствуют о том, что ислам имел распространение по всей территории республики и во всех слоях населения. Мечети, построение которых в разное время осуществлялось как представителями османской администрации (Сухум-кале), так и коренным населением, стали частью духовной жизни абхазского народа в рамках традиции «апсылманра». Все это позволяет рассматривать мечети, как важную и неотъемлемую составляющую историко- культурного наследия Абхазии.

События

2025-02-26

Обновленные требования к предоставлению рукописей статей в журнал "Ислам в современном мире"

Обращаем ваше внимание на то, что в разделе "Правила для авторов" опубликованы обновленные требования к предоставлению рукописей статей в научный рецензируемый журнал "Ислам в современном мире". 

2019-06-19

ПОЗДРАВЛЯЕМ БАКАЛАВРОВ-ВЫПУСКНИКОВ СОВМЕСТНОЙ ПРОГРАММЫ ДУМ РФ И СПбГУ

Редакция журнала "Ислам в современном мире" вместе со всем теологическим сообществом поздравляет с успешной защитой выпускных квалификационных работ студентов Санкт-Петербургского государственного университета по направлению подготовки 58.03.01 "Востоковедение и африканистика", основной образовательной программы СВ.5099 "Исламоведение" по профилю "История и культура ислама" Барабанову Надежду Михайловну, Давлетшина Ильгизара Кенжогуловича, Заблоцкую Ольгу Алексеевну, Кадеева Мухамеда Рафиковича, Салахетдинова Фяниса Фяритовича!

Неимоверно важно, что сама программа "Исламоведение" была открыта в СПбГУ в рамках плодотворного сотрудничества с Духовным управлением мусульман РФ. В защите бакалавров принимал активное участие профессор Д. В. Мухетдинов, — главный редактор нашего журнала, первый зам. пред. ДУМ РФ, ректор Московского исламского института.

Те, кто уверяет нас в том, что изучение религиозной традиции "извне" и "изнутри" несовместимы, да прочитает серьёзные исламоведческие сочинения молодых теологов! Уже сегодня ясно: в фундаментальные российские университеты XXI века приходит новая теология: инклюзивная, академически грамотная, современная.

Мухамед Рафикович Кадеев защитил работу на тему "Лексико-семантические особенности языка Корана". Следует отметить, что корановедение, с одной стороны, находится на переднем краю семитологии вообще и арабистики в частности, с другой же стороны, представляет важнейший объект рефлексии для исламского теолога. Исследованием молодого учёного руководила опытный филолог-арабист, к. филол. н. О. А. Берникова.

Фянис Фяритович Салахетдинов посвятил свою работу теме "Переосмысление традиционных представлений о Рае и Аде в трудах мусульманских реформаторов на рубеже XIX-XX вв." Реформаторская мысль в исламе — явление, к сожалению, в России ещё малоизвестное и слабоизученное. Отрадно, что молодые теологи обращаются к этим сюжетам! Работа была выполнена под чутким руководством к. филос. н. А. И. Маточкиной.

Ильгизар Кенжлгулович Давлетшин с отличием защитил выпускную бакалаврскую квалификационную работу на тему "Абд ар-Рахман Ибн Халдун в истории религиозной и социально-политической мысли в мире ислама". Ибн Халдун — мыслитель, опередивший своё время; его учение глубоко и непреходяще актуально. Поэтому исследование И. К. Давлетшина вносит важный вклад в изучение позднесредневековой исламской мысли. Исследованием молодого учёного руководил известный историк, д. ист. н. Н.Н. Дьяков.

Заблоцкая Ольга Алексеевна изучила тему «Арабская рукописная традиция Северного Кавказа на примере экземпляров из собраний Российской национальной библиотеки». Изучение восточных рукописей тяжело, трудоёмко и почётно; рукописники — "белая кость" и элита востоковедов. Чем больше таких специалистов, тем серьёзнее отечественная академическая традиция. Руководил научным исследованием доц., к. филол.н. Я. Ю. Д. Хана.

Барабанова Надежда Михайловна написала работу на тему «Современные идеологи салафизма о целях священной войны в исламе». Данная тема действительно междисциплинарна и касается как теологии, так и вопросов международных отношений, мировой политики и пр. Руководитель данного исследования — учёный мирового уровня: профессор ближневосточных исследований Мичиганского университета, руководитель научной лаборатории анализа и моделирования социальных процессов при СПбГУ кандидат исторических наук А.Д. Кныш.

Исламская наука нуждается в молодых, увлеченных и целеустремленных ученых, -- таких, как наши молодые коллеги. Так пожелаем же им удачи и доброго научного пути!

 

2019-03-07

ISLAMO-SLAVICA: CALL FOR PAPERS

Ислам в славяноязычной среде: Islamo-Slavica как междисциплинарная область

 

Мусульманская культура на протяжении столетий была тесно связана со славяноязычным миром. Взаимодействие ислама и культур славянских народов в течение веков происходило на Балканах, в странах Центральной и Восточной Европы и, конечно же, на территории Российской империи, Советского Союза и современной России. Более того, в прошлом ислам и славянский язык во многих случаях становились частью одной этнической культуры, что имело место, например, у боснийцев или польских татар.

Однако наиболее ярко процесс такой интеграции происходил в 20 веке, в особенности, после распада социалистического блока. Именно тогда учеными была отмечена возросшая роль русского языка в российской мусульманской среде, где этот язык стал не только средством межнационального общения, но и инструментом развития богословской мысли. Развивается жанр русскоязычной исламской проповеди.

Современная культура российских мусульман встроена в постсоциалистический и постатеистический контекст, так что большинство верующих, осваивая религию заново, в той или степени оказываются неофитами. В процессе этого восприятия религиозной традиции происходит, если использовать термин знаменитого историка Эрика Хобсбаума, ее «изобретение», в том числе на советской/социалистической идейной и культурной базе, общей для остального русскоязычного населения России.

Таким образом, не только русский язык, но и (пост)советское интеллектуальное и культурное наследие, созданное на русском языке, а также (пост)советские институты, оказали огромное влияние на формирование современного российского ислама, что делает его органичной частью идейно-культурного поля страны. Это открывает обширную междисциплинарную область для изучения и осмысления, которую мы условно называем Islamo-Slavica, предполагая, что подобные процессы могли происходить не только на территории России, но и в других славяноязычных (пост)социалистических государствах.   

В связи с этим мы приглашаем заинтересованных авторов (историков, социологов, этнографов, исламоведов) принять участие в специальном номере журнала «Ислам в современном мире», который посвящен этой междисциплинарной области – изучению влияния славяноязычных (пост)социалистических контекстов на формирование новых исламских традиций, идеологий и практик.

Выпускающий редактор номера - доктор Амстердамского университета, исламовед Данис Гараев.

Дедлайн приёма рукописей - 15 августа 2019 г., тематический номер Islamo-Slavica выйдет в сентябре. Просим загружать статьи в Личный кабинет на сайте журнала.

Еще события...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.