Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск

Рецензируемый научный журнал

Ислам в современном мире" издается с 2005 г. Выходит 4 раза в год.

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий,
в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук, сформированный Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, по отраслям науки в соответствии с Номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени:

5.5.1.    История и теория политики,   
5.5.2.    Политические институты, процессы, технологии,
5.6.4.    Этнология, антропология и этнография,
5.11.1.    Теоретическая теология 
(по исследовательскому направлению: ислам), 
5.11.2.    Историческая теология 
(по исследовательскому направлению: ислам),
5.11.3.    Практическая теология
(по исследовательскому направлению: ислам).

Журнал способствует академическому и критическому анализу исторических, политических и теологических (богословских) аспектов развития ислама и мусульманского общества. Издание активно участвует в теоретических и эмпирических исследованиях и тем самым содействует критическому пониманию сложной природы идей и исламских ценностей, социальных конфигураций и материальных реалий, характерных для мусульманских обществ в современном мире.

Публикуемые материалы проходят процедуру рецензирования и экспертного отбора. Редколлегия журнала руководствуется нормами и международными стандартами; установленными Комитетом по этике публикаций Commitee on Publication Ethics (COPE).

Журнал индексируется российских и иностранных библиографических, реферативных и полнотекстовых базах данных (РИНЦ, ВИНИТИ РАН, РГБ, Ulrichsweb, East View и др.). Адрес страницы журнала в научной электронной библиотеке Elibrary.ry – http://elibrary.ru/title_about.asp?id=32009

Распространяется по подписке во всех регионах России и за рубежом.
Подписной индекс 94107 в Объединенном каталоге «Пресса России» и в электронном каталоге «Российская периодика» в сети Internet (www.arpk.org).

Формат 70х100 1/16. Тираж 1000 экз. В розницу — цена свободная.

Печатное СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).  Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77 - 65168 от 28.03.2016. 

Предложение (публичная оферта) услуг по подписке на журнал «Ислам в современном мире»
Скачать бланк квитанции для оплаты  подписки.

 

 

Текущий выпуск

Том 20, № 1 (2024)
Скачать выпуск PDF

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ИСЛАМЕ 

27-40 39
Аннотация

Данная статья приурочена к 165-летнему юбилею крупного российского мусульманского теолога Ризаэтдина Фахретдина (1859–1936) и посвящена рассмотрению его работ, повествующих о жизни и деятельности Хусаина Фаизханова (1823–1866). В статье показано, что Р. Фахретдин являлся автором первых работ, специально посвященных Х. Фаизханову, и таким образом фактически стал основоположником фаизхановедения. В статье анализируются материалы Р. Фахретдина, опубликованные в биографическом труде Асāр (1908), журнале «Шура» (1916), а также некоторые неопубликованные работы, появившиеся позднее. В статье показано, что Р. Фахретдин целенаправленно занимался изучением деятельности Х. Фаизханова и прицельно собирал необходимые материалы. Круг использованных им источников широк и разнообразен. Основным из них был бытовавший в то время в рукописном виде труд Шихабетдина Марджани (1818–1889) Вафиййат ал-’аслāф ва тахиййат ал-’ахлāф («Верность предшественникам и приветствие потомкам»), дополнением ему служили полученные в результате собственных разысканий Р. Фахретдина документальные материалы и устные свидетельства. Он детализирует ряд сведений, сообщаемых Ш. Марджани. Некоторые сообщения и комментарии Р. Фахретдина подтвердились в результате последующих исследований.

41-52 36
Аннотация

В статье рассматривается пример иджтихада Мусы Джаруллаха Бигиева, заключающийся в критическом разборе и опровержении шариатского положения, предписывающего смертную казнь для отступников, отказавшихся от исповедания ислама. Материал основан на комментариях Бигиева к одному из правил фикха, собранных и представленных им на страницах работы Кава’ид фикхиййа (Казань, 1910), и вводится в научный оборот впервые. Речь идет о правиле, в котором сформулированы цели исламского шариата. Одну из таковых Бигиев называет «защита жизни», понимая под этим не только защиту прав человечества как вида, но и защиту прав каждого индивида. При этом «право на свободу» он относит к прирожденным и неотъемлемым правам человека. В качестве составной части этого права Бигиев рассматривает «право на свободу вероисповедания» как шариатский принцип, который призван не допустить репрессий по отношению к тем, кто поменял веру, и в свете этого ставит вопрос о соответствии исламу практики смертной казни за вероотступничество. В заключение статьи высказывается идея о существовании двух типов мусульманского фундаментализма, сущностно отличающихся друг от друга.

53-68 27
Аннотация

В условиях продолжающейся гражданской войны в Сирии официальное мусульманское духовенство страны, представленное Министерством по делам вакфов, разработало целый ряд богословско-правовых постановлений по наиболее актуальным вопросам, объединенных общим названием фик̣х ал-азма «кризисное богословие». Особое внимание в них уделяется вопросам критики такфиризма, безмазхабности, национализма, разъяснению смысла джихāда, запретности бунтов и революций, религиозной легитимности национального государства, межрелигиозного и межконфессионального диалога и соработничества в рамках одной страны, разграничение понятий исламской политики и политического ислама.  В настоящем исследовании проводится анализ источников и методологии построения этого теологического концепта, являющего собой, по словам самих разработчиков, пример умеренного обновления (тадждӣд) исламского богословского дискурса, основная цель которого — противостояние фик̣х ал-фитна «богословию смуты», проповедуемому различными экстремистскими группировками. В работе также рассматривается пример одного из наиболее оригинальных исследований — о принципах гражданственности (мувāт̣ана) согласно исламу, которое во многом вбирает в себя основные черты всего концепта сирийского кризисного богословия.

ИСТОРИЯ ИСЛАМА В РОССИИ 

71-82 69
Аннотация

В XIX веке социальный состав мусульманской общины Москвы изменился по сравнению с предыдущими столетиями: среди ее членов уже не осталось лиц, имеющих отношение к внешнеполитическому или военному ведомству империи, движущей силой этой общины стали купцы. В Татарской слободе Москвы проживали семьи купцов Исаковых — выходцев из города Касимова Рязанского наместничества, и Мангушевых — выходцев из села Камкино Нижегородской губернии. Оба семейства внесли заметный вклад в развитие общины, в частности предоставляя свои домовладения для молельного дома (до момента постройки стационарной каменной мечети, ныне известной под названием Историческая мечеть) и для проживания имама С.-М. Асхапова.

83-96 30
Аннотация

В статье приведены документальные материалы из Российского государственного военно-исторического архива (Москва), относящиеся к истории организации визита бухарского эмира Абдуллахад-хана в Петербург в 1898 г. В них содержатся уникальные сведения о деталях подготовки и проведения данного визита, о программе пребывания эмира в Петербурге, о финансовых затратах на прием бухарской делегации. Большой интерес представляют данные о подарках, которые были преподнесены эмиру и его свите во время визита, поскольку некоторые из них могли сохраниться в музейных собраниях. Архивные материалы позволяют также сравнить визит 1898 г., его организацию, и прежде всего финансирование, с предшествующими визитами эмира Абдуллахад-хана — 1893 и 1896 гг., демонстрируя постепенное сокращение расходов на их проведение. Это косвенно свидетельствовало об укреплении позиций России в Средней Азии, следствием чего стало ослабление внимания к лич ным контактам правителей, игравшим во времена Александра III значительную роль в регулировании отношений между Российской империей и Бухарским эмиратом.

97-110 22
Аннотация

Статья посвящена развитию мусульманской общины Республики Татарстан (РТ) в 2023 г. Автор продолжает серию книг и статей, исследующих мусульманское сообщество Татарстана в 2000 — начале 2020-х гг. Особое внимание уделяется проблемам исламских финансов, контактам руководства Русской православной церкви со светским и мусульманским религиозным руководством РТ и деятельности Духовного управления мусульман Республики Татарстан в новых регионах России и в поддержку СВО.

111-132 20
Аннотация

Настоящая статья посвящена промежуточным итогам работы над проектом серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федера ции» («региональные» тома уже увидели свет, сводное издание находится в процессе подготовки). Цель данного проекта — впервые в истории отечественного исламоведения охватить исследованиями всю территорию страны. В достижении этой цели возник ряд сложностей и проблем, центральной из которых стало отсутствие работ по данной тематике в отдельных регионах страны, а также исследователей, которые бы ею занимались. Кроме того, в данном проекте было задействовано около 600 специалистов различного профиля, включая историков, археологов, социологов, источниковедов, этнологов, нумизматов, краеведов и др. Такая многопрофильность и большое количество специалистов с различными точками зрения создавали определенные сложности в работе над проектом, но они же позволили сформировать целостную картину истории ислама в России. А это, в свою очередь, дало возможность обнаружить и зафиксировать те самые «белые пятна», что обозначились в ходе реализации данного проекта.

ИСЛАМ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН И НАРОДОВ 

135-150 20
Аннотация

Настоящая работа посвящена религии и религиозным институтам в Королевстве Саудовская Аравия. КСА, будучи согласно законодательству мусульманским государством, обращается к религии с целью легитимизации своей политики. Поэтому в связи с увеличивающейся ролью Саудовской Аравии в регионе и мире исследование религии и ее места в государстве считается весьма актуальным и важным. В первой, вводной, части статьи рассмотрена роль ислама в истории становления саудовской государственности, обозначены основные положения доктрины ваххабизма. В основной части работы исследованы история, эволюция и особенности, роль и положения различных религиозных институтов в стране. В заключение сделан вывод о том, что власти королевства предпринимают все большую секьюритизацию государственной политики в отношении религиозных институтов, религия «огосударствляется». Проведенный анализ роли изменения религии в королевстве опирается на подходе разделения реформ на тадждид и ислах.

РЕЦЕНЗИИ 

События

2019-06-19

ПОЗДРАВЛЯЕМ БАКАЛАВРОВ-ВЫПУСКНИКОВ СОВМЕСТНОЙ ПРОГРАММЫ ДУМ РФ И СПбГУ

Редакция журнала "Ислам в современном мире" вместе со всем теологическим сообществом поздравляет с успешной защитой выпускных квалификационных работ студентов Санкт-Петербургского государственного университета по направлению подготовки 58.03.01 "Востоковедение и африканистика", основной образовательной программы СВ.5099 "Исламоведение" по профилю "История и культура ислама" Барабанову Надежду Михайловну, Давлетшина Ильгизара Кенжогуловича, Заблоцкую Ольгу Алексеевну, Кадеева Мухамеда Рафиковича, Салахетдинова Фяниса Фяритовича!

Неимоверно важно, что сама программа "Исламоведение" была открыта в СПбГУ в рамках плодотворного сотрудничества с Духовным управлением мусульман РФ. В защите бакалавров принимал активное участие профессор Д. В. Мухетдинов, — главный редактор нашего журнала, первый зам. пред. ДУМ РФ, ректор Московского исламского института.

Те, кто уверяет нас в том, что изучение религиозной традиции "извне" и "изнутри" несовместимы, да прочитает серьёзные исламоведческие сочинения молодых теологов! Уже сегодня ясно: в фундаментальные российские университеты XXI века приходит новая теология: инклюзивная, академически грамотная, современная.

Мухамед Рафикович Кадеев защитил работу на тему "Лексико-семантические особенности языка Корана". Следует отметить, что корановедение, с одной стороны, находится на переднем краю семитологии вообще и арабистики в частности, с другой же стороны, представляет важнейший объект рефлексии для исламского теолога. Исследованием молодого учёного руководила опытный филолог-арабист, к. филол. н. О. А. Берникова.

Фянис Фяритович Салахетдинов посвятил свою работу теме "Переосмысление традиционных представлений о Рае и Аде в трудах мусульманских реформаторов на рубеже XIX-XX вв." Реформаторская мысль в исламе — явление, к сожалению, в России ещё малоизвестное и слабоизученное. Отрадно, что молодые теологи обращаются к этим сюжетам! Работа была выполнена под чутким руководством к. филос. н. А. И. Маточкиной.

Ильгизар Кенжлгулович Давлетшин с отличием защитил выпускную бакалаврскую квалификационную работу на тему "Абд ар-Рахман Ибн Халдун в истории религиозной и социально-политической мысли в мире ислама". Ибн Халдун — мыслитель, опередивший своё время; его учение глубоко и непреходяще актуально. Поэтому исследование И. К. Давлетшина вносит важный вклад в изучение позднесредневековой исламской мысли. Исследованием молодого учёного руководил известный историк, д. ист. н. Н.Н. Дьяков.

Заблоцкая Ольга Алексеевна изучила тему «Арабская рукописная традиция Северного Кавказа на примере экземпляров из собраний Российской национальной библиотеки». Изучение восточных рукописей тяжело, трудоёмко и почётно; рукописники — "белая кость" и элита востоковедов. Чем больше таких специалистов, тем серьёзнее отечественная академическая традиция. Руководил научным исследованием доц., к. филол.н. Я. Ю. Д. Хана.

Барабанова Надежда Михайловна написала работу на тему «Современные идеологи салафизма о целях священной войны в исламе». Данная тема действительно междисциплинарна и касается как теологии, так и вопросов международных отношений, мировой политики и пр. Руководитель данного исследования — учёный мирового уровня: профессор ближневосточных исследований Мичиганского университета, руководитель научной лаборатории анализа и моделирования социальных процессов при СПбГУ кандидат исторических наук А.Д. Кныш.

Исламская наука нуждается в молодых, увлеченных и целеустремленных ученых, -- таких, как наши молодые коллеги. Так пожелаем же им удачи и доброго научного пути!

 

2019-03-07

ISLAMO-SLAVICA: CALL FOR PAPERS

Ислам в славяноязычной среде: Islamo-Slavica как междисциплинарная область

 

Мусульманская культура на протяжении столетий была тесно связана со славяноязычным миром. Взаимодействие ислама и культур славянских народов в течение веков происходило на Балканах, в странах Центральной и Восточной Европы и, конечно же, на территории Российской империи, Советского Союза и современной России. Более того, в прошлом ислам и славянский язык во многих случаях становились частью одной этнической культуры, что имело место, например, у боснийцев или польских татар.

Однако наиболее ярко процесс такой интеграции происходил в 20 веке, в особенности, после распада социалистического блока. Именно тогда учеными была отмечена возросшая роль русского языка в российской мусульманской среде, где этот язык стал не только средством межнационального общения, но и инструментом развития богословской мысли. Развивается жанр русскоязычной исламской проповеди.

Современная культура российских мусульман встроена в постсоциалистический и постатеистический контекст, так что большинство верующих, осваивая религию заново, в той или степени оказываются неофитами. В процессе этого восприятия религиозной традиции происходит, если использовать термин знаменитого историка Эрика Хобсбаума, ее «изобретение», в том числе на советской/социалистической идейной и культурной базе, общей для остального русскоязычного населения России.

Таким образом, не только русский язык, но и (пост)советское интеллектуальное и культурное наследие, созданное на русском языке, а также (пост)советские институты, оказали огромное влияние на формирование современного российского ислама, что делает его органичной частью идейно-культурного поля страны. Это открывает обширную междисциплинарную область для изучения и осмысления, которую мы условно называем Islamo-Slavica, предполагая, что подобные процессы могли происходить не только на территории России, но и в других славяноязычных (пост)социалистических государствах.   

В связи с этим мы приглашаем заинтересованных авторов (историков, социологов, этнографов, исламоведов) принять участие в специальном номере журнала «Ислам в современном мире», который посвящен этой междисциплинарной области – изучению влияния славяноязычных (пост)социалистических контекстов на формирование новых исламских традиций, идеологий и практик.

Выпускающий редактор номера - доктор Амстердамского университета, исламовед Данис Гараев.

Дедлайн приёма рукописей - 15 августа 2019 г., тематический номер Islamo-Slavica выйдет в сентябре. Просим загружать статьи в Личный кабинет на сайте журнала.

2018-09-17

В новый учебный год - с новыми силами!

Редакция журнала "Ислам в современном мире" от всей души поздравляет авторов и читателей с начавшимся учебным годом! Каждый новый учебный год даёт нам возможность прочитать новые книги, освоить новые исследовательские навыки, посетить новые архивы, выучить новые языки! Не исключением становится и 2018/19 учебный год. 

В этом году нашему Журналу предстоит испытать тревогу и радость аккредитации в новый зарубежных наукометрических базах. Российское исламоведение давно заслужило равное признание в среде американских, британских, германских, французских и др. исследователей исламской традиции и исламских сообществ. 

Львиная доля успеха в продвижении журнала в зарубежные наукометрические базы достигается за счёт качественных статей. Мы просим учёных не сомневаться и подавать статьи - К НАМ! Даст Бог, (будем надеяться и стараться!), следующий учебный год встретим в лучах международной известности!
Еще события...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.