2024-03-28T11:31:35Z
https://islamjournal.idmedina.ru/jour/oai
oai:oai.islam.elpub.ru:article/353
2016-12-02T15:06:25Z
jour:HMC
driver
“Scholars in power” in the Muslim East. The Timurid period
«Ученые во власти» мусульманского Востока. Эпоха Тимуридов
Zh. P. SYZDYKOVA
A. Sh. KADYRBAYEV
Ж. П. СЫЗДЫКОВА
А. Ш. КАДЫРБАЕВ
суфизм
Central Asia
the Timurids
Khorasan
Herat and Transoxiana
Samarkand
statesman
Sultan
vizier
ruler
Islam
Sufism
суфизм
Центральная Азия
Тимуриды
Хорасан
Герат
Мавераннахр
Самарканд
государственный деятель
султан
везирь
правитель
мусульманство
суфизм
The article deals with the public activities of the enlightened rulers of the Medieval Muslim East. The authors analyze the events that took place in the Central Asia during the Timurid period. The article examines the years of the rule of Ulugh Beg, Baysunkar-mirza, Babur and Navoi. It is concluded that their multitalented personalities contributed to high achievements of the state.
В статье рассматривается государственная деятельность просвещенных правителей средневекового мусульманского Востока. Анализируются события на территории Центральной Азии в период эпохи Тимуридов. Исследуются годы правления Улугбека, Байсункар-мирзы, Бабура, Навои. Делается вывод, что многогранный характер их таланта способствовал высоким достижениям и на государственном поприще.
Medina Publishing Ltd
2016-11-11
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
application/pdf
https://islamjournal.idmedina.ru/jour/article/view/353
10.22311/2074-1529-2016-12-2-185-198
Islam in the modern world; Том 12, № 2 (2016); 185-198
Ислам в современном мире; Том 12, № 2 (2016); 185-198
2618-7221
2074-1529
10.22311/2074-1529-2016-12-2
rus
https://islamjournal.idmedina.ru/jour/article/view/353/248
Султанов Т. И. Чингизхан и Чингизиды. Судьба и власть. М., 2006. С. 13.
Бартольд В. В. Работы по истории турецких народов Средней Азии. Тимур и Тимуриды. Сочинения. Т. II. Ч. 1. М., 1963. С. 157–163.
Бартольд В. В. Улугбек и его время. Т. II. Ч. 2. М., 1964. С. 63–96.
Бартольд В. В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. Т. V. М., 1968. С. 175–177.
Давидович Е. А. История денежного обращения средневековой Средней Азии. М.: Наука, 1983. С. 145.
Бабур. Бабур-наме (записки Бабура). Кн. 2. Ташкент, 1982. С. 59–60.
Адилов А.А., Сыздыкова Ж. С. Алишер Навои — выдающийся государственный деятель средневекового Востока: портрет на фоне времен // Российская тюркология. М.–Казань. 1(12). С 76–77.
Арафян К. М. Дели. История и культура. М., 1987. С. 96–102.
Authors who publish with this journal agree to the following terms:Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее:Авторы сохраняют за собой автороские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License , которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).
oai:oai.islam.elpub.ru:article/425
2017-03-08T15:46:48Z
jour:HMC
driver
WHAT ATTITUDE SHOULD THE SUNNI HAVE TOWARDS RAFIDITES: ON A TREATISE FROM THE COLLECTION OF THE MAXIM GORKY SCIENTIFIC LIBRARY (ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY)
КАК СУННИТУ ОТНОСИТЬСЯ К РАФИЗИТАМ: ОБ ОДНОМ ТРАКТАТЕ ИЗ СОБРАНИЯ ВОСТОЧНОГО ОТДЕЛА НБ ИМ. М. ГОРЬКОГО СПБГУ
Anton K. Alexeev
А. К. Алексеев
Abstract. This paper deals with the materials of a medieval treatise Muqaddima dar aswala wa ajwaba dar radd-i rafada li bad-i muhaqqiqin. Supposedly, the author of this work was a famous Muslim scholar and theologian ‘Ali b. Sultan Muhammad al-Harawi al-Hanafi al-Qari. This essay, written in the form of questions and answers, describes, according to its author’s position, the proper relation of faithful Muslim (Sunni of Shafi i) to the followers of blameworthy innovations (mubaddi) and ‘apostates’ (rafada, Shia); noteworthily, the author does not distinguish between the representatives of these two groups. This work is a striking example of ideological campaigns led in Iran and Central Asia over Shia-Sunni contradictions.
Аннотация. Статья посвящена материалам средневекового трак тата Мукаддима дар асвала ва аджваба дар радд-и рафаза ли бад-и мухаккикин, автором которого пред- положительно является крупный мусульманский ученый-богослов ‘Али б. Султан Мухаммад ал-Хара- ви ал-Ханафи ал-Кари‘. Написанное в вопросах и ответах сочинение посвящено должному, с точки зрения автора, отношению верующего мусульманина (суннита-шафи‘ита) к сторонникам порицаемых ново- введений (мубадди‘) и «отступникам» (рафаза, ши ‘а), причем между последними не делается никаких различий. Сочинение можно считать одним из ярких проявлений идеологических кампаний, которые велись в Иране и Центральной Азии в контексте шиито-суннитских противоречий.
Medina Publishing Ltd
2017-03-08
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
application/pdf
https://islamjournal.idmedina.ru/jour/article/view/425
10.22311/2074-1529-2016-12-4-75-80
Islam in the modern world; Том 12, № 4 (2016); 75-80
Ислам в современном мире; Том 12, № 4 (2016); 75-80
2618-7221
2074-1529
10.22311/2074-1529-2016-12-4
rus
https://islamjournal.idmedina.ru/jour/article/view/425/274
Готвальд И. Ф. Описание арабских рукописей, хранящихся в библиотеке Казанского университета // Ученые записки Казанского университета. 1854. № 2 и № 4; 1855. № 4.
Шараф-хан б. Шамс ад-дин Бидлиси. Шараф-нама / пер., предисл., примеч. и прил. Е. В. Васильевой. Т. 1. М.: Наука. 1967.
Айни Садриддин. Таърихи инкилоби фикри дар Бухоро (История интеллектуальной революции в Бухаре) // Куллиёт. Дж. 14. Душанбе: Ирфон. 2005 (на тадж. яз.).
Васифи Зайн ад-дин. Бадаи’ ал-вакаи’ («Удивительные события») / критич. текст, введ. и указ. А. Н. Болдырева; отв. ред. Е. Э. Бертельс. Т. 1. М.: ИВЛ, 1961; Т. 2. М.: ИВЛ. 1962.
Мукаддима дар асвала ва аджваба дар радд-и рафаза ли ба’з-и мухаккикин. Рук. ВО НБ им. М. Горького СПбГУ. М.о. № лл.174б — 182а.
Iskandar-bek Munshi Turkaman. Tarikh-i ‘aLamara-i ‘Abbasi. Vol. 1–2. Tehran: Amir Kabir, 1387. 1235 p.
Authors who publish with this journal agree to the following terms:Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее:Авторы сохраняют за собой автороские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License , которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).
oai:oai.islam.elpub.ru:article/426
2017-03-08T15:46:49Z
jour:HMC
driver
SPEAKING BUKHARAN: PERSIAN TEXTS IN IMPERIAL RUSSIA
ГОВОРИТЬ «ПО-БУХАРСКИ»: ПЕРСОЯЗЫЧНЫЕ ТЕКСТЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Alfrid K. Bustanov
А. К. Бустанов
Abstract. This article describes the cases in the literary history of Russia’s Muslims, where the Persian language, often mixed with other tongues, comes in the forefront. The present article thus includes three geographically distinct cases. The fi rst one is about a scholar’s journey from the Volga region to Bukhara and Eastern Turkestan: here we see that by 17th century the Persian language had already become crucial for Quranic exegesis, Sufi writings (particularly, for the Naqshbandiyya tradition) and legal matters. The second case highlights the role of the Persian language for the communities of Siberian Bukharans settled around the city of Tobolsk in early 18th century: Sufi texts were dominated by this language and were full of references to Central Asian literature. The third case considers a Daghestani Sufi Shaykh in exile, who used some Persian in his letters to another Shaykh in Tatarstan. Thus, the last part of the article demonstrates that migrant literati from predominantly Arabic-dominated region, Dagestan, had to adapt themselves to the three-language mosaics of Islamic literature in Russia, heavily infl uenced by the Central Asian literary canon.
Аннотация. В статье освещаются те случаи в истории литературы российских мусульман, в которых персидский язык выходил на передний план. Из описания путешествия одного богослова с берегов Волги в Бухару и Восточный Туркестан мы можем понять, что персидский язык уже в XVII веке играл огромную роль в толковании Корана, как в суфийской литературе, так и в правовой практике. Также раскрывается особое значение персидского языка в сибирских общинах бухарцев, переселившихся в Тобольск в начале XVIII века: суфийская литература по большей части писалась на персидском и была полна отсылок к произведениям, созданным в Средней Азии. Третий случай связан со ссыльным дагестанским шейхом, который в посланиях своему ученику в Татарстане прибегал к персидским текстам.
Medina Publishing Ltd
2017-03-08
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
application/pdf
https://islamjournal.idmedina.ru/jour/article/view/426
10.22311/2074-1529-2016-12-4-81-92
Islam in the modern world; Том 12, № 4 (2016); 81-92
Ислам в современном мире; Том 12, № 4 (2016); 81-92
2618-7221
2074-1529
10.22311/2074-1529-2016-12-4
rus
https://islamjournal.idmedina.ru/jour/article/view/426/275
ВС ОРРК НБ КФУ, рук. 1тгф.
ВС ОРРК НБ КФУ, рук. 189т.
ВС ОРРК НБ КФУ, рук. 399 ар.
ВС ОРРК НБ КФУ, рук. 440 ф.
ВС ОРРК НБ КФУ, 451 ф.
ВС ОРРК НБ КФУ, 473 ф.
ВС ОРРК НБ КФУ, 506 ф.
ВС ОРРК НБ КФУ, рук. 1575т.
ВС ОРРК НБ КФУ, рук. 5875 ар.
ВС ОРРК НБ КФУ, рук. 5882 ар.
Институт восточных рукописей РАН, A1539
Институт восточных рукописей РАН, B3575
Национальная библиотека РТ, рук. 757 т.
Арсланова А. А. Описание рукописей на персидском языке Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета: В 2 т. Казань, 2005, 2015. Т. I. 794 с. Т. 2. 576 с.
Бустанов А. К. Книжная культура сибирских мусульман. М.: ИД Марджани, 2013. 230 с.
Бустанов А. К. Рукопись в контексте сибирского ислама // Селезнев А. Г., Селезнева И. А., Белич И. В. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. М.: ИД Марджани, 2009. С. 156–192.
Бустанов А. К. Суфизм без границ: письма дагестанского шайха Махмуда ал-Алмали в Чистополь // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья: сб. статей. Вып. 5. Казань, 2015. С. 51–66.
Гилязутдинов С. М. Описание рукописей на персидском языке из хранилища Института языка, литературы и искусства: В 3 т. Казань, 2002, 2006, 2007. Т. 1. 252 с. Т. 2. 189 с. Т. 3. 287 с.
Гилязутдинов С. М. Персидско-татарские литературные связи (X – начало XX в.). Казань, 2011. 211 с.
Персидские и таджикские рукописи Института народов Азии АН СССР/ под ред. Д. Миклухо-Маклая. В 2 т. М., 1964. Т. 1. 633 с. Т. 2. 146 с.
Шихаб ад-дин ал-Марджани. Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар. Казан, 1900. 264 с.
Aykut A. Intellectual Struggle of Murad Ramzi (1855–1935): An Early 20th Century Eurasian Muslim Author. Unpublished PhD Thesis. The University of Wisconsin, 2015.
Bustanov А. ‘Abd al-Rashid Ibrahim’s Biographical Dictionary on Siberian Islamic Scholars // Kazan Islamic Review. 2015. № 1. P. 10–78.
Bustanov A. The Bulghar Region as a “Land of Ignorance”: Anti-Colonial Discourse in Khorezmian Connectivity // Journal of Persianate Studies. Special Issue on Khorezmian Connectivity. 2016. № 9. P. 183–204.
Bustanov А. Notes on the Yasaviya and Naqshbandiya in Western Siberia // in N. Pianciola, P. Sartori (eds.). Islam, Society and States across the Qazaq Steppe (18th — Early 20th Centuries). Wien, 2013. P. 69–93.
DeWeese D. The Yasawi Presence in the Dasht-i Qïpchaq from the 16th to 18th Century // in N. Pianciola, P. Sartori (eds.) Islam, Society and States across the Qazaq Steppe (18th — Early 20th Centuries). Wien, 2013. P. 27–68.
Frank A. J. Bukhara and the Muslims of Russia. Sufi sm, Education, and the Paradox of Islamic Prestige. Leiden, Boston: Brill, 2012. P. 216.
Gould R. The Geographies of ‘Ajam: The Circulation of Persian Poetry form South Asia to the Caucasus // The Medieval History Journal. 2015. № 1(18). P. 87–119.
Monahan Е. The Merchants of Siberia: Trade in Early Modern Eurasia. Ithaca and London: Cornell University Press, 2016.
Kemper M. Introduction: integrating Soviet Oriental Studies. The Heritage of Soviet Oriental Studies / ed. by Michael Kemper and Stephan Conermann. London and New York, 2011. P. 1–25.
Kemper М. Sufi s und Gelehrte in Tatarien und Baschkirien, 1789–1889. Der islamische Diskurs unter russischer Herrschaft. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 1998.
Kemper М. Imperial Russia as Dar al-Islam? Nineteenth-Century Debates on Ijtihad and Taqlid among the Volga Tatars. Islamic Law and Society: A Global Perspective, guest editor Sabrina Joseph, Encounters // An International Journal for the Study of Culture and Society. 6 Fall 2015. № 6. P. 95–124.
Kemper М. An Island of Classical Arabic in the Caucasus: Daghestan in: Exploring the Caucasus in the 21st Century. Essays on Culture, History and Politics in a Dynamic Context, ed. by Françoise Companjen, László Marácz and Lia Versteegh. Amsterdam: AUP, 2010. P. 63–90.
Kemper М. Аl-Almālī, Mahmūd // in G. Krämer, D. Matringe, J. Nawas & E. Rowson (eds.), Encyclopaedia of Islam. Three. Leiden: Brill, 2011. P. 29–31.
Shikhsaidov A. R. Sammlungen arabischer Handschriften in Dagestan // in Muslim Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the Early 20th Centuries / ed. by Michael Kemper, Anke von Kuegelgen, Dmitriy Yermakov. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 1996. P. 297–315.
Tasar E. The Offi cial Madrasas of Soviet Uzbekistan // Journal of the Economic and Social History of the Orient. 2016. № 59. P. 265–302.
Authors who publish with this journal agree to the following terms:Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее:Авторы сохраняют за собой автороские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License , которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).
oai:oai.islam.elpub.ru:article/469
2017-06-14T05:52:59Z
jour:HMC
driver
EVOLUTION OF VIEWS OF THE TATAR PUBLIC THOUGHT REPRESENTATIVES ON ISLAMIC LAW SCHOOL IN XVIII — BEGINNING OF XX CENTURY
ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТАТАРСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ НА ИСЛАМСКИЕ ПРАВОВЫЕ ШКОЛЫ XVIII — НАЧ. XX В.
N. B. Abulhanov
Н. Б Абулханов
The article deals with the actual problem of the study, preservation and development of traditional forms of social and religious life in the modern Tatar Muslim community. In this vein, we study the development of religious and legal thinking of the Tatars, the place and role of the Hanafi legal school, the evolution of the perception of religious law schools among the most famous representatives of the Tatar social thought. We also examine points of theologians of different historical periods oт the madhhab, ijtihad, taqlid of the general line in the religious and law thought of the Ta-tars in the XVIII — beginning of the XX century.
В статье рассматривается актуальная проблема изучения, сохранения и развития традиционных форм общественно-религиозной жизни в современном татаро-мусульманском сообществе. В этом ключе изучаются вопросы развития религиозно-правовой мысли у татар, место и роль ханафитской правовой школы, эволюция восприятия религиозно-правовых школ среди наиболее известных представителей татарской общественной мысли. Рассматриваются взгляды ученых-богословов, живших в разные исторические периоды, относительно мазхаба, иджтихада, таклида, общей направленности религиозно-правовой мысли у татар XVIII — начала XX в.
Medina Publishing Ltd
2017-06-12
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
application/pdf
https://islamjournal.idmedina.ru/jour/article/view/469
10.22311/2074-1529-2017-13-1-91-102
Islam in the modern world; Том 13, № 1 (2017); 91-102
Ислам в современном мире; Том 13, № 1 (2017); 91-102
2618-7221
2074-1529
10.22311/2074-1529-2017-13-1
rus
https://islamjournal.idmedina.ru/jour/article/view/469/299
Адыгамов Р. К. Габдрахим Утыз-Имяни. Казань: «Фэн»; АН РТ, 2005. 234 с. .
Амирханов Хусаин.Таварих-е Булгарийа (Булгарские хроники). М: ИД «Марджани», 2010. 232 с.
Бигиев М. Д. Избранные труды: В 2 т. Т. 1 / пер с осман. яз. Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. 336 с. .
Бигиев М. Д. Избранные труды / сост. и пер. с осман. яз., введ., сн. и коммент. А. Хайрутдинова. Казань: ТКИ, 2014. 398 с.
Давлетшин Г. М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие). Казань: Татар. кн. изд-во, 2004. 431 с. .
Камали З. Д. Философия ислама: В 2 т. Т. 1. Ч. 1. Философия веро-убеждения. Казань: Татар. кн. изд-во, 2010. 320 с.
Карибуллин А. А. Богословские и социально-философские проблемы в книге Ризаэтдина Фахретдина «Дини вә иҗтимагый мәсьәләләр». Казань: РИИ, 2012. 87 с.
Курсави, Абу-н-Наср Наставление людей на путь истины (ал-Иршад ли-л-ибад) / пер. с араб. яз. Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. 304 с. .
Марджани Ш. Зрелая мудрость в разъяснении догматов ан-Насафи (ал-Хикма ал-балига) / предисл. и пер. с араб. яз. Д. Шагавиева. Ка-зань: Татар. кн. изд-во, 2008. 478 с.
Мухаметшин Р. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX веке. Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. 246 с.
Путешествие Ахмеда ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама / пересказал Султан Шамси. Казань: изд. «Хузур — спо-койствие», 2014. 144 с.
Утыз-Имяни Габдрахим Избранное / сост. и пер. с араб. яз. Р. Адыгамова. Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. . 320 с.
Филипс Абу Амина Биляль Эволюция фикха: Ислам, закон и мазха-бы. Киев: Ансар Фаундейшн, 2001. 224 с. .
Известия о Хозарах, Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах Абу-Али Ахмеда Бен Омар Ибн-Даста, неизвестного доселе арабско-го писателя начала X века, по рукописи Британского музея. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1869. 214 с.
Шагавиев Д. А. Татарская богословско-философская мысль (XIX– нач. XX в.): курс лекций. Казань: Институт истории АН РТ, 2008. 168 с.
Юзеев А. Н. Философская мысль татарского народа / — Казань: Та-тар. кн. изд-во, 2007. 214 с.
Authors who publish with this journal agree to the following terms:Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее:Авторы сохраняют за собой автороские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License , которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).
oai:oai.islam.elpub.ru:article/471
2017-06-14T05:52:59Z
jour:HMC
driver
MOSQUES OF PETROPAVLOVSK CITY IN THE PRE-REVOLUTIONARY PERIOD: HISTORY AND АRCHITECTURAL IMAGE
ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ МЕЧЕТИ ПЕТРОПАВЛОВСКА: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК
Z. A. Makhmutov
З. А. Махмутов
The article is devoted to the history of the mosques construction inPetropavlovskcity (Kazakhstan). At the end of the XVIII century the government tried to build the first stone mosque in the city, but it was not successful. In the second half of the twentieth century Petropav-lovsk had six stone mosques. In Soviet period all mosques were adapted for domestic needs or destroyed bynew cityadministration. Nowadays, in the epoch of independentKazakhstan, the city administration has returned two ancient mosques to Muslim communities. Two other mosques are continued to be used not as they should be used.
В статье рассматривается история строительства мечетей в одном из дореволюционных мусульманских центров Западной Сибири — городе Петропавловске. На базе исторических и архивных источников автор прослеживает хронологию их возведения, анализирует архитектурные особенности, раскрывает имена основателей духовных мусульманских зданий. Рассказана и их дальнейшая история. В советское время две мечети были полностью уничтожены, другие приспособлены под хозяйственные нужды. В эпоху независимого Казахстана только две старинные мечети были возвращены верующим, две другие продолжают использоваться не по назначению: одна как подсобное помещение завода, другая как частная сауна.
Medina Publishing Ltd
2017-06-13
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
application/pdf
https://islamjournal.idmedina.ru/jour/article/view/471
10.22311/2074-1529-2017-13-1-103-112
Islam in the modern world; Том 13, № 1 (2017); 103-112
Ислам в современном мире; Том 13, № 1 (2017); 103-112
2618-7221
2074-1529
10.22311/2074-1529-2017-13-1
rus
https://islamjournal.idmedina.ru/jour/article/view/471/300
Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 67. Оп. 1. Д. 727. Л. 1. Д. 729. Л. 1.
Государственное казённое учреждение Республики Башкортостан Центральный исторический архив Республики Башкортостан (ГКУ РБ ЦИА РБ). Ф. И-295. Оп. 2. Д. 8. Л. 248.
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 218. Оп. 4. Д. 722. Л. 5. Ф. 1263. Оп. 1. Д. 368. Л. 283–284. Ф. 1285. Оп. 8, Д. 386. Л. 34–41. Оп. 1. Д. 368. Л. 283.
Северо-Казахстанский государственный архив (СКГА). Ф. 8. Оп. 1. Д. 143. Л. 39. Ф. 55. Оп. 1. Д. 1. Л. 5.
Центральный государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК). Ф. 64. Оп.1. Д. 938. Ф. 64. Оп. 1. Д. 2757. Ф. 374. Оп. 1. Д. 4756. Л. 1. Ф. 628. Оп. 1. Д. 1–2. Ф. 369. Оп. 1. Д. 3257.
Азаматов Д. Д. .Из истории мусульманской благотворительности. Вакуфы на территории европейской части России и Сибири в конце XIX — начале XX века. Уфа, 2000. 102 с.
Баруди Г. Кызылъяр сәфәре. Казан, 2004. 167 б. . Давлеткильдеева Р. Г. Город и его люди // Татары на Севере Казахстана. Петропавловск, 2004. С. 47–49.
Загидуллин И. К Из социокультурной жизни татар г. Петропавловска (вторая половина XVIII — начало XX в.) // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. Казань, 2011. С. 63–85. .
Садыкова С. Ш. Региональные особенности мечетей Северно-го и Восточного Казахстана сер. 19 — нач. 20 в. // Проблемы сохранения памятников материальной культуры: сборник материалов международной научно-практической конференции. Алматы, 2005. С. 60–66.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства Ч. 1. Рязанская область. М.: Индрик, 2012. 880 с.
Тынчаров Р. Мечети Петропавловска // Татары на севере Казахстана. Петропавловск, 2004. С. 39–47.
Обзор Акмолинской области за 1913 г. Омск, 1914. 140 с.
Шаблей П. С. Ахун Сирадж ад-Дин ибн Сайфулла ал-Кызылъяри у казахов сибирского ведомства: исламская биография в имперском контексте // Ab Imperio. 2012. № 1. С. 175–208.
Authors who publish with this journal agree to the following terms:Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее:Авторы сохраняют за собой автороские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License , которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).
oai:oai.islam.elpub.ru:article/33
2016-05-12T13:58:10Z
jour:HMC
driver
MOSCOW CATHEDRAL MOSQUE: THE HISTORY OF FOUNDATION
МОСКОВСКАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
D. Z. Khairetdinov
Д. З. Хайретдинов
Салих Юсупович Ерзин
second Muslim parish of Moscow
Muslims
Salih Yerzin
Салих Юсупович Ерзин
Второй мусульманский приход Москвы
мусульмане
Салих Юсупович Ерзин
This article considers the history of the emergence and construction of the Moscow Cathe- dral Mosque. For the Muslims of our country the Moscow Cathedral Mosque represents a symbol of a steadfast faith, which went through the ordeal of the theomachist era; it represents brotherhood, unity with their brothers in faith from many re- gions and countries. It is also a nota- ble architectural and historic mon- ument, which unites the work and endeavors of Muslims of different times and ethnicities. On the basis of archival and historical sources, the article describes the construction of the Moscow Cathedral Mosque, which took only a few months, and it was an unprecedented fact in the life of Muslims of the Russian Empire. The detailed analysis is performed on the stage preceding the construc- tion of the mosque, when the second Muslim parish of Moscow emerged.
Статья посвящена истории возникновения и постройки Московской соборной мечети. Московская соборная мечеть выступает для мусульман России символом непоколебимой веры, прошедшей испытания богоборческой эпохи; братства и единения с единоверцами разных регионов и стран мира; видным архитектурным и историческим памятником, объединившим в себе труды и усилия мусульман разных времен и различных национальностей. В статье на основе архивных и исторических источников описывается процесс возведения Соборной мечети Москвы, который занял всего несколько месяцев, что является беспрецедентным в жизни мусульман Российской империи. Дан подробный анализ предшествующему строительству мечети этапу возникновения и существования Второго мусульманского прихода Москвы.
Medina Publishing Ltd
2015-09-17
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
application/pdf
https://islamjournal.idmedina.ru/jour/article/view/33
10.20536/2074-1529-2015-11-3-17-32
Islam in the modern world; Том 11, № 3 (2015); 17-32
Ислам в современном мире; Том 11, № 3 (2015); 17-32
2618-7221
2074-1529
10.20536/2074-1529-2015-11-3
rus
https://islamjournal.idmedina.ru/jour/article/view/33/35
Вся Москва. М., 1895. Ч. II. С. 143, 202, 201.
Документы по истории Волго-Уральского региона XVI–XIX веков из древлехранилищ Турции / Сост. И. А. Мустакимов. Казань, 2008. С. 313.
Зодчий. 1904. No 32. С. 368.
Миначев М. Москва татарская (1980–90 гг.). М., 1992, неопубл. Московский Листок. 1904. 19 ноября.
Новости дня. 1904. 1 августа.
Новости дня. 1903. 15 апреля.
Садур В. Г. Татарское население Москвы (1860–1905 гг.) // Этнические группы в городах Европейской части СССР (формирование, расселение, динамика культуры). М., 1987. С. 33.
СафаровМ. А., ЗагидуллинИ. К.Касимовское мусульманское благотворительное общество // Ислам в центрально-европейской части России. Энц. словарь / Сост. и отв. ред. Д. З. Хайретдинов. М., 2009. С. 127.
Сенюткина О. Н., Загидуллин И. К. Нижегородская Ярмарочная мечеть — центр общения российских и зарубежных мусульман (XIX — начало ХХ вв.). Н. Новгород, 2006.
Сибгатуллин А. А. Ерзин Салих Юсупович // Ислам в Москве. Энц. словарь / Сост. и отв. ред. Д. З. Хайретдинов. Н. Новгород, 2008. С. 75–76.
Справочная книга о лицах, получивших на 1888 год купеческие свидетельства по 1 и 2 гильдиям в Москве. М., 1888. С. 76.
Хайретдинов Д. З. Мусульманская община Москвы в XIV — начале ХХ века. Н. Новгород, 2002. С. 171.
Хайретдинов Д. З. Мусульманская община Москвы в XIV — начале ХХ века. С. 208–209.
Хайретдинов Д. З. Старинные мечети и мусульманские объекты юга Москвы. М., 2015.
Центральный архив научно-технической документации Москвы (ЦАНТДМ). Ф. 1. Мещанская часть. Вл. 93н./85. Ед. хр. 10, 11.
Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 16. Оп. 84. Д. 179. Л. 1–2, 3–18, 20–20об., 22, 26, 36, 42, 44, 44об., 45, 47, 51, 53, 55, 55об., 57, 60, 62, 64.
Authors who publish with this journal agree to the following terms:Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее:Авторы сохраняют за собой автороские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License , которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).